Насколько меняется понимание ценностей у молодежи, разбирался профессор кафедры общей психологии Института психологии и образования Булат Алишев.
«У четвертой промышленной революции есть три ключевых тренда, – сказал на фестивале молодежи и студентов в Сочи министр экономического развития РФ Максим Орешкин. — Первый — экономический, второй – переход от экономики государств к экономике городов, наконец, третий – смена ценностей у молодежи».
Действительно, молодежь — наиболее динамичная и восприимчивая к переменам значительная часть российского общества (общее число молодых россиян составляет около 30 млн А так ли кардинально меняется понимание ценностей у молодежи, разбирался профессор кафедры общей психологии Института психологии и образования Булат Алишев.
Он провел исследование трех психологических измерений, проведенных в 2000, 2008 и 2016 годах. В котором рассматривалась динамика ценностных предпочтений российских студентов на протяжении 15 лет.
— Выборку составили три группы студентов вузов Казани, Набережных Челнов и Нижнекамска, представляющих различные гуманитарные специальности, — пояснил Булат Салямович.
Выбор в качестве опрашиваемых студенческую молодежь не случаен – ведь ценностные ориентации молодого человека (по сравнению со взрослым) более динамичны, часто иллюзорны и не воспринимаются им как принципы собственного мировоззрения. Тем не менее, современная социология способна дать общую картину и отследить тенденции изменения системы ценностей той или иной социальной группы.
Так, первая группа была опрошена в 2000-2001 годах. Ее составили 309 студентов примерно 19,8 лет. Девушек в выборке было больше, чем юношей (соответственно, 177 и 132).
Вторая группа студентов опрашивалась ученым КФУ в 2008-2009 годах. Тогда анкету заполнили 303 студента (171 девушка и 132 юноши) при среднем возрасте 19,3 года.
В третью группу вошли опрошенные в 2015-2016 годах 291 студент со средним возрастом 18,9 лет. Среди них преобладали, как и в двух других выборках, девушки (118 юношей и 172 девушки).
Понимание ценности у большинства психологов сводится к проблеме значимости: то, что важно, имеет значение, то и есть ценность, и чем больше субъективное значение чего-то, тем больше его ценность.
Но, полагает Булат Салямович, тогда получается, что мы просто подменяем понятия и вместо понятия «значение» используем понятие «ценность».
— Я склонен думать, что значение оно и есть значение. Что касается ценностей, то они, безусловно, играют важнейшую роль в процессе определения значений, но к ним не сводятся, а выполняют функцию критериев, на основе которых и определяются значения.
Недостатки существующих теоретических подходов «вынудили» профессора создать собственное определение. Идея состоит в том, что ценности не заключены в различного рода предметах и объектах, но они не являются и какими-то психическими феноменами. Иными словами, их не надо искать в объектах, но их нет и в субъекте.
В качестве примера Булат Салямович приводит ситуацию покупки телефона в магазине.
— Является ли он ценностью для покупателя? В моем понимании – нет, но имеет значение для него. Дело в том, что в реальности он выбирает в магазине из множества конкретных объектов, отличающихся друг от друга по ряду параметров: по цене, по дизайну, по количеству опций и т.д.
Кто-то купит более дешевый телефон, кому-то будет более важен внешний вид телефона, а для третьего что-то другое может оказаться самым значимым аспектом функциональности. Так или иначе, большинство людей будут учитывать несколько таких модальностей определения значений и решать, какой аспект значения более важен, а какие менее важны в конкретной ситуации.
Все модальности определения значений, которые используют люди, обозначают разного типа функциональные связи между человеком и реальностью. Именно их я и называю ценностями.
Для исследования ученый КФУ определил четыре блока ценностей. В первый вошли сохранение среды обитания, жизнь и безопасность каждого человека, развитие культуры и нравственности в обществе, экономический и научно-технический прогресс человечества, мое собственное благополучие.
Второй блок формируют ценности, обозначающие фундаментальные аспекты взаимодействия человека с реальностью: польза, истина, красота, свобода, справедливость, добро.
В третий блок входят: здоровье, семья, любовь, дружба, отдых, работа, общественная жизнь.
Наконец, четвертый блок – это ценности, связанные с наиболее мощными мотивационными тенденциями: покой, материальные блага, гармония отношений, статус, разнообразие жизни, саморазвитие, самоотдача.
Из исследования видно, что за 15 лет студенты начали более ценить благополучие своих близких и меньше благополучие гораздо более широкой социальной общности (родины), больше ценить семью и отдых, но меньше работу.
— Исходя из полученных и приведенных данных об изменениях в структуре ценностей, можно предположить, что с 2000 по 2008 годы происходило возрастание социального оптимизма и некоторая инфантилизация студенческой молодежи. Возможно, на это повлияла общая положительная динамика уровня жизни людей в этот период: люди стали больше зарабатывать, что дало возможность молодежи больше тратить на развлечения и отдых, больше уделять внимания личным отношениям, меньше тревожиться о своем будущем. На этом фоне стали отступать на задний план некоторые общегуманистические и общесоциальные ценности, а также ценности, связанные с трудом. В итоге у молодежи сформировалось нечто вроде ценностной эйфории.
Однако в следующий временной отрезок (с 2008 по 2016 годы) стали появляться некоторые признаки ценностного «отрезвления», продолжает Булат Салямович.
— Некоторые ценности, потерявшие в индексах к 2008 году, («жизнь и безопасность человека», «истина», «справедливость», «семья»), восстановили их к 2016-му и, наоборот, у некоторых ценностей индексы упали к прежним уровням («экономический и научно-технический прогресс, «красота», «любовь» и др.).
Ученый акцентирует внимание на том, что на 15-летнем временном интервале обнаруживается смещение ценностных предпочтений студентов.
— Общие изменения в ценностных предпочтениях, произошедшие между 2000 и 2016 годами, связаны с постепенной переориентацией студентов от широких социальных и экономических ценностей (работа, материальные блага, статус, свобода, могущество родины и др.) в пользу ценностей, направленных на индивидуальную жизнь и микросоциальные связи (благополучие близких, семья, отдых, покой, гармония отношений, разнообразие жизни, саморазвитие и др.), — резюмирует ученый.