Многие со школьных времен помнят, как проходили тестирование в старших классах, пытаясь ответить себе на вопрос «кем быть?», и понять, какая профессия может подойти и почему.
— Профориентация для школьников – это необходимый аспект формирования представлений ребенка о своём будущем, — пояснила старший преподаватель кафедры психологии личности ИПО КФУ Ольга Гурьянова. – Самая востребованная профессия – это не всегда значит самая подходящая и самая любимая. Поэтому в выборе профессии необходим индивидуальный подход.
В своей работе со школьниками психолог КФУ использует арт-терапию.
— Арт-терапия помогает перестроиться на художественный лад как человеку гуманитарного склада ума, так и математического. И это дает неожиданные результаты! Давняя проблема может обрести решение благодаря новому взгляду на нее.
А когда мы работаем с арт-терапией, то открываем для себя целый мир цветов, форм, тактильных ощущений.
Психолог напомнила, что основоположником российской школы арт-терапии, по праву, можно считать А.И. Копытина — доктора медицинских наук, президента Арт-терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творческим самовыражением. В его разработках целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. В некоторых случаях арт-терапия может быть использована в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся.
Продолжая работу в русле данного подхода Ольга Гурьянова тоже пытается соединить психотерапевтические и образовательные технологии и предлагает интересные практические разработки.
– Арт-терапия – явление в психологической практике достаточно молодое, но уже очень популярное. Все больше и больше людей выбирают занятия различными видами искусства как метод положительного воздействия на собственное эмоциональное состояние, будь то, например, изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклатерапия, песочная терапия или фототерапия.
В своей практике я использую изотерапию, драматерапию, библиотерапию и реже фототерапию.
Для справки
Изотерапия – использование визуально-пластических средств (рисунок, скульптура, коллаж) в арт-терапевтической практике
Одна из причин широкого использования и эффективности драматерапии — постоянное (хроническое) невостребование в современном мире игрового потенциала человека, «недоигранность» детей и взрослых, потеря мощной народной игровой культуры как таковой. Метод необходимо включает и музыку, и танец, и грим, и рисование, и сочинительство, и многое другое. Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на «отыгрывании» болезненных для пациента ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей» .
Библиотерапия – арт-терапия посредством чтения или написания собственных произведений. Литература может быть самая разнообразная, и по форме, и по содержанию.
Фототерапия – в нее могут входить проведение фотосессий и фоторепортажей, слайд-терапия, фотопрогулка и т. д.
Арт-терапевтические методы основаны на понимании искусства как способа выражения того, что сложно или невозможно выразить словами. В творческом процессе человек становится более аутентичным и свободным, чем в обыденной жизни, и обретает такие прекрасные инструменты выражения сложных чувств, как цвет, пластическая форма, звук, движение, символ, образ.
— Меня всегда удивляет, насколько арт-терапевтические техники индивидуальны и насколько они диагностичны: в творчестве неизбежно находят отражение внутренние конфликты, травматический опыт, неосознанные эмоции – все то, что в обычной «вербальной» терапии становится скрыто механизмами психических защит.
В арт-терапии многие неосознаваемые чувства оказываются в безопасном пространстве творческого объекта.
– Если в традиционном консультировании клиент может в какой-то момент сказать: я этого не говорил, то при арт-терапии у него на руках результат его творчества, деятельности — тут отступать некуда, потому что и интерпретацию он тоже сам дает.
При профориентационной работе с подростками все большую роль начинают играть арт-терапевтические тренинги.
— Я провожу тренинги при максимальном количестве в 15 человек — больше смысле брать нет. Длительность одной групповой сессии обычно составляет от полутора до трех часов. Во время занятий в группе участники погружаются в особую, бережную и принимающую атмосферу, в которой могут свободно выражать и обсуждать свои чувства, заниматься спонтанным творчеством или создавать арт-объекты — свои собственные, парные или общегрупповые. Как правило, до и после создания работ происходит обсуждение между участниками группы.
Тренинг не полностью построен на арт-терапии: он включает в себя и определенные методики, и активизирующие опросники, и профориентационные игры.
— Профориентационная работа требует сочетания разных методик, поэтому используются как традиционно тестовые задания, так и проективные. Очень эффективна в работе с подростками рисуночная методика «Жизненный путь» (И. Л. Соломина). Когда предлагается нарисовать свой жизненный путь, каким он его представляет. Это материал для размышления, потому что очень часто рисуют одно, а дают объяснение совсем другое. И уже в процессе интерпретации клиент сам видит болевые точки, какие-то моменты, на что нужно обратить внимание.
Любое занятие по профориентации психолог заканчивает тем, что участники тренинга составляют профессиональный план с альтернативным развитием сюжета на несколько лет.
Тренинг, по словам психолога КФУ, рассчитан на школьников с 14 -18 лет, тем, кому сложно определиться с выбором будущей профессии, у кого по поводу этого выбора очень расходятся взгляды с родителями, кто вообще не понимает, чего хочет от жизни и куда идти учиться.
— Арт-терапия помогает быстро и эффективно понять, профессиональную направленность школьника, т.е то к чему будет в дальнейшем тянуться его душа, даже если сейчас своим сознанием он уже выбирает какое-то профессиональное направление.