В условиях интеграции вузов в международное научное сообщество актуализируется проблема поиска и установления контактов с зарубежными вузами, что в свою очередь позволяет найти конкретные точки совместного роста и развития, а также проводить интегрированные исследования на более высоком уровне.
Профессор кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования КФУ Альфия Масалимова провела цикл занятий, посвященных повышению публикационной активности вузов в журналах, индексируемых SCOPUS и WEB of SCIENCE в Армянском государственном педагогическом университете им.Хачатура Абовяна (г. Ереван) и в Ширакском государственном университете имени М. Налбандяня в Республике Армения.
Профессор КФУ раскрыла во время занятий факторы, блокирующие публикационную активность вузов в TOP мировых журналах, а именно отсутствие актуальной проблемы в названии статьи; недостаточный учет требований к оформлению аннотаций статей; несоответствие структурным и содержательным требованиям статей; нечеткое обоснование актуальности исследования, имеющегося наработанного опыта в области исследуемой проблемы; поверхностный анализ научно-педагогической литературы, а также его ограниченность рамками только отечественных исследований; преимущественная опора на научные труды прошлого столетия; неубедительные методы и методики исследования; подмена авторских результатов предыдущим накопленным опытом в области исследуемой проблемы; недостоверность и примитивность опытно-экспериментальной части; преобладание понятийных неточностей в статье, в том числе при переводе на английский язык; отсутствие интегрированных исследований (инженерное образование, медицинское образование и др.).
В процессе проведения семинаров А.Масалимова обозначила рекомендации по повышению публикационной активности вузов в высокорейтинговых журналах, индексируемых SCOPUS и WEB of SCIENCE: обеспечение длительности и основательности, а значит и качества самого исследования, представленного в статье; полиаспектный анализ изученности проблемы в отечественных и зарубежных исследованиях; сохранение кадровой преемственности научных школ в вузе при изучении определенной научной проблемы, которая исследуется несколькими поколениями ученых; создание, сохранение и приумножение профессиональных традиций в подготовке молодых научных кадров; осуществление качественного адресного научного руководства молодыми учеными, начинающими представлять свои исследования в международных журналах с мировым именем; необходимость предварительного согласования тем статей с руководством научно-образовательных и исследовательских центров вузов; разработка интегрированных с различными областями научного знания исследований.
В процессе обсуждения были обозначены общие и частные проблемы характерные для системы педагогического образования России и Армении. Среди частных проблем, характерной для России, была выделена проблема миграционной безопасности в образовании, в то время как для Армении данная проблема не столь актуальна, так как Армения в отличие от России выступает страной-донором по подготовке кадров.
Примечательным адаптационным образовательным потенциалом Армении для российской системы начального образования явилось то, что в данной стране вводят дисциплину шахматное образования со 2 по 4 классы. Введение данной дисциплины в школах Армении объясняется тем, что именно она способствует формированию логического и стратегического мышления, умения самостоятельно принимать решения, умения прогнозировать поведение и действия собеседника. Шахматное образование способствует формирование новой личности, способной к рефлексивному взаимодействию во всех сферах человеческой жизни. В настоящее время в Республике Армения организуют онлайн курсы для подготовки педагогических кадров для этой дисциплины.