Результаты исследования ученых Института психологии и образования были представлены на Международной онлайн-конференции по методологии и технологиям обучения в высших учебных заведениях / HELMeTO 2021 3rd International Workshop on Higher Education Learning Methodologies and Technologies Online, прошедшей в Университете г.Пиза (Италия).
Доклад, подготовленный и представленный на конференции профессором Розой Валеевой, доцентами Натальей Калацкой и Лилией Латыповой, был посвящен проблемам организации практики будущих педагогов в условиях COVID-19.
«Переход высших учебных заведений на дистанционный режим работы поставил перед вузами, в том числе и перед Казанским федеральным университетом, ряд задач, направленных на поиск эффективных инструментов и технологий для организации и проведения образовательного процесса студентов, — отмечали ученые в своем докладе. — Особую трудность составила организация педагогических практик студентов – будущих педагогов-психологов в условиях массового карантина».
Перед исследователями были поставлены исследовательские вопросы: какие организационные решения необходимо предложить, чтобы перевести студентов на дистанционный формат проведения практик? Какие индивидуальные задания можно предложить студентам при таком формате практики? Насколько эффективен данный формат проведения практики? С какими трудностями сталкиваются преподаватели и студенты в процессе дистанционного формата практики?
В анкетировании приняли участие 82 студента, обучающихся по направлениям подготовки Психолого-педагогическое образование, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). А также 23 педагога Института психологии и образования КФУ.
«Специфика практической подготовки будущих педагогов такова, что всегда требуется тесный контакт студентов-практикантов с учащимися школ. Организация практик в этой ситуации вызвала наибольшие трудности, поскольку образовательные учреждения, где обучались школьники, были также закрыты на карантин. А координацию образовательного процесса между школами и вузами организовать было трудно в условиях неопределенности. Школьники обучались на платформе ZOOM, а КФУ использовали программу Microsoft Teams. Кроме того, преподаватели и студенты испытывали дефицит цифровых навыков и знаний об использовании ИКТ в области образования», — говорится в докладе.
Учеными были представлены интересные методические решения в организации практик студентов в дистанционной форме, а также кейс индивидуальных заданий, адаптированных в условиях нового onlinе-формата проведения практики будущих педагогов, психологов.
Роза Алексеевна Валеева совместно с итальянским профессором Лаурой Сара Аграти (Университет Бергамо), деканом факультета гуманитарных и социальных наук Марко Лаззари (Университет Бергамо) и доцентом КФУ С Каркиной приняла участие в еще одном проекте, представленном на данной конференции: «Developing the novice teacher assessment skills: the challenge of online training» (Развитие навыков оценки начинающих учителей: вызовы онлайн-обучения), посвященном изучению совершенствования знаний и практических навыков в области оценки результатов обучения, адаптированных к формату онлайн в связи с чрезвычайной ситуацией в период пандемии.
Кризис еще раз подтвердил, что потенциал педагогических коллективов вуза играет критически важную роль. В первую очередь, речь идет о сформированных цифровых компетенциях педагогов, об их продуманных и четких действиях в цифровой среде. Важнейший урок кризиса состоит в том, что образовательная политика образовательных организаций высшего образования должна иметь долгосрочные планы действий на случай возникновения ситуаций, при которых они вынуждены временно приостановить свою работу в очной форме. Опыт и данные, приобретенные во время вынужденного перехода к дистанционному обучению во время пандемии, должны быть использованы при выработке алгоритма действий вуза в условиях чрезвычайных ситуаций.