Ежегодная конференция Европейской ассоциации исследователей в области образования ECER2019, прошедшая в Гамбургском Университете (QS Education 101-150), собрала около трех тысяч ученых из разных стран мира, объединенных в 33 научно-исследовательские сети и преследующих генеральную задачу Ассоциации «способствовать реализации высококачественных транснациональных исследований в области образования для усиления глобального взаимодействия наций и образовательных культур».
Основной темой ECER2019 стала проблема образования в эпоху рисков в разнообразных национальных контекстах с определением социальных, культурных и политических сходств и различий.
В рамках взаимодействия с научно-исследовательскими сетями Европейской Ассоциации Исследователей в Области Образования «Teacher Education Research», «ICT in Education and Training», учеными Института психологии и образования Казанского федерального университета (проф. Валеева Р.А., проф. Закирова В.Г., доц. Баклашова Т.А., ст. преп. Каюмова Л.Р., н/с Семенова Е.Ю., н/с Ханолайнен Д.П.) было подготовлено к презентации 3 доклада по результатам проведенных исследований.
Один из них, «Theory and Practice in Russian Teacher Education: The Case of KFU Master Programs», был представлен доц. Баклашовой Т.А. в рамках международного симпозиума «Combining Theory and Practice in Teacher Education: Lessons learned internationally», проводимого совместно с проф. М. Флорес (Университет Минью, Португалия), проф. М.К. Шнейдер (Педагогический университет Цюриха, Швейцария), проф. Я. Стара (Карлов Университет, Чехия).
К сильным сторонам модели организации практик педагогической магистратуры КФУ зарубежные коллеги относят реализацию школьно-университетского партнерства с Лицеями Казанского федерального университета, формат распределенных практик, позволяющих сопрягать теоретическую подготовку с практической, особую архитектонику программ практики с ориентиром на дисциплины модуля учебного плана, логику проектирования научного исследования и написания магистерской диссертации.
На фоне проблем практической подготовки педагога, присутствующих в современных образовательных системах разных стран (резкое сокращение количества часов на педагогическую практику, преподавание во время практики, сведение активной педагогической деятельности к процессу наблюдения за учителем, зачастую осуществляемому дистанционно, отсутствие полноценного и эффективного партнерства, взаимодействия со школами и т.д.), опыт Казанского федерального университета приобретает особый научно-практический смысл и значимость для международного профессионально-педагогического сообщества.
Модель риск-ориентированной подготовки педагогов в КФУ, аргументировано обоснованная в докладе проф. Закировой В.Г., проф. Валеевой Р.А. и ст. преп. Каюмовой Л.Р. «The Model of Risk-oriented Teacher Training at Kazan Federal University», вызвала большой интерес со стороны как зарубежных, так и российских коллег, поскольку она позволяет своевременно учитывать и прогнозировать развитие рисков, а также осуществить подготовку педагогов к активной деятельности в условиях риска и конфликтов.
На заседании секции научно-исследовательской сети EERA «ICT in Education and Training», посвященной проблеме кибер-безопасности и кибер-этики в образовании, в докладе «Mapping Bulling Among Adolescents on a Cyberspace Orbit of an International Swiss Boarding School» была детально раскрыта графическая технология, разработанная исследователями ИПО КФУ Е.Ю. Семеновой и Д.П. Ханолайнен. Сегодня она активно используется педагогами и психологами для идентификации проблемы буллинга в подростковой среде.
Ключевым инструментом здесь являются, так называемые, графические виньетки, позволяющие своевременно и точно диагностировать наличие проблемы травли у подростка. Остается добавить, что данная технология, разработанная в стенах КФУ, применялась не только в образовательных организациях Российской Федерации, но и в Швейцарии, в Международной Школе интернатного типа. Исследование было организовано по просьбе швейцарских коллег и получило высокую оценку в отношении валидности уникальной технологии.
По результатам участия в ECER2019 достигнут ряд значимых договоренностей, среди которых научно-практическое партнерство (совместные исследования, обмен студентами в рамках программы ERASMUS Practica) с университетами Австралии, Шотландии, находящимися сегодня в авангарде практической подготовки учителя благодаря эффективным моделям практик, признаваемым международным научным сообществом (Мельбурнский университет, QS Education #14; Университет Дикина, QS Education #27; Университет Нового Южного Уэльса, QS Education 51-100; Сент-Эндрюсский Университет, THE rankings #100; Университет Глазго, THE rankings #67).
Дальнейшее изучение проблемы исследования рисков и конфликтов современной системы образования планируется во взаимодействии с учеными Университета Кардиффа (Великобритания) и Университета Вероны (Италия). Результаты проведенных исследований будут отражены на страницах научных монографий «Teacher education in Central and Eastern Europe: recent developments and future challenges» (издательство Routledge); «Working with teacher students as a tool for professional development of teacher educators» (ATEE), а также зарубежных журналов в статьях “International Perspectives on Professional Standards for Teaching” в соавторстве с М.МакМахон и М.Флорес (журнал «Teachers and Teacher Education», Scopus Q1); «Practical training of the teacher: international experience of School-University partnership» (European Proceedings of Social and Behavioral Sciences, индекс Scopus, IFTE2020).
Важно подчеркнуть, что делегация от Казанского федерального университета была одной из самых представительных на конференции ECER2019 в Гамбурге. Наряду с психолого-педагогическими исследованиями в области профессиональной подготовки учителя, представленными учеными Института психологии и образования КФУ, а также Елабужского института КФУ (доц. Ю.К. Казакова, доц. Н.Н. Савина), на конференции прозвучали доклады исследователей Института международных отношений Казанского федерального университета, посвященные проблемам исламского, языкового образования и межкультурной коммуникации в образовании (доц. Р.Р. Хайрутдинов, проф. Д.Р. Сабирова, доц. И.Г. Кондратьева).
Участие представителей разных институтов КФУ в работе крупных и весомых научных конференций по проблемам образования свидетельствует о формировании мощной исследовательской команды в рамках стратегической академической единицы «Учитель XXI века» и способствует формированию высокого научного имиджа Казанского федерального университета в области «Education» на международной арене.