Педагоги ИПО КФУ принимают участие в работе международного форума, проходящего в ЮФУ

Сегодня, 24 сентября, в Южном федеральном университете продолжилась работа III Международного научно-образовательного форума «Миссия университетского педагогического образования в ХХI веке».

В работе секции «Междисциплинарные исследования и подготовка исследователей в педагогическом образовании» приняла участие завкафедрой педагогики ИПО,  профессор Роза Валеева. Она выступила с докладом «Международное сотрудничество в исследовании педагогического образования: кейс Казанского федерального университета».

В своем докладе Роза Алексеевна рассказала об основных направлениях деятельности Института психологии и образования КФУ для того, чтобы добиться признания в мировом научно-образовательном пространстве: участие в крупных международных конференциях, вхождение в мировые исследовательские ассоциации, инициирование и участие в международных сетевых исследованиях, результатом которых являются главы в коллективных монографиях, издаваемых крупными зарубежными издательствами.

В частности, Роза Алексеевна остановилась на проектах WERA-IRN  “Learning to Teach: Building Global Research Capacity for Evidence-Based Decision Making,  “Globalization and Teacher Education in the BRICS Countries: The Positioning of Research and Practice, Promotion of Integration of University-School Systems”, а также проекте ATEE “Teacher Education in Central and Eastern Europe: Recent Developments and Future Prospects”.

Проект «Глобализация и педагогическое образование в странах БРИКС: позиционирование исследований и практики, содействие интеграции университетско-школьных систем», возглавляемый профессором КФУ Розой Валеевой, Почетным профессором Оксфордского университета, Вице-Президентом Британской ассоциации педагогических исследований, Иэном Ментером и профессором из Федерального университета Триангуло Минейро (Бразилия) Мартой Прата-Линьярес, впервые был поддержан Всемирной ассоциацией исследований в области образования.

Во время заседания секции «Инновационная сетевая модель практической подготовки в системе непрерывного педагогического образования» директор Института психологии и образования, профессор Айдар Калимуллин сделал доклад «Постсоветская идентичность в педагогическом образовании: геополитический контекст».

Он представил опыт развития педагогического образования в постсоветских странах (Россия, Беларусь, Казахстан, Молдова, Украина) с момента его возникновения в дореволюционной России до настоящего времени.

Исследование трансформации педагогического образования на постсоветском пространстве на материалах пяти стран показало, что Россия, Беларусь, Казахстан, Молдова и Украина в течение 1991-2020 годов сохранили в большей степени близкие модели, а в меньшей степени содержание подготовки учителей.

«На уровне государственной политики в рассматриваемых странах сформировалось понимание важности реформирования подготовки учителей. Однако темпы, последовательность и результаты продвижения в этом направлении на постсоветском пространстве существенно разнятся из-за политической нестабильности и экономических проблем. Недостаточная интеграция и сотрудничество в области педагогического образования существенно затрудняют обмен передовым опытом».

Ученый резюмировал, что сфера подготовки учителей станет в ближайшие годы ареной серьезных институциональных преобразований и приоритетом в государственной политике ряда постсоветских стран, так как внутренние политические противоречия, рост оппозиционных настроений среди молодежи, попытки иностранного вмешательства, террористические и информационные угрозы вновь повысят статус образования как важнейшего социального института.

Справка

III Международный научно-образовательный форум «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» проводится при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации совместно с Российской академией образования на базе ЮФУ и при участии ведущих университетов России, академических и индустриальных партнеров.

Проведение форума приурочено к Году науки и технологий в РФ. В 2021 году в качестве ключевой тематики форума предлагается заявить широкий круг вопросов научно-образовательной политики и исследовательской повестки в сфере образования.

С 2018 года данный форум является значимой экспертной площадкой, объединяющей профессиональное психолого-педагогическое сообщество. I форум был инициирован университетом в 2018 г., посвящен памяти академика РАО Е.В. Бондаревской. В 2020 г. участниками форума стали 600 ученых из 59 субъектов РФ и 12 стран ближнего и дальнего зарубежья. По итогам форума была издана коллективная монография «Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития», а также разработана и представлена экспертному сообществу общественно-профессиональная Стратегия развития системы непрерывного педагогического образования в РФ до 2030 года.