Уходящий год стал временем напряженной работы и ответственных решений, важных и значимых событий в жизни ученых Института психологии и образования Казанского федерального университета. Давайте вместе еще раз перелистаем страницы 2018-го.
Январь
Первые результаты модернизации педагогического образования в Казанском федеральном университете получили высокую оценку Министра образования и науки Российской Федерации Ольги Юрьевны Васильевой, посетившей 26 января Институт психологии и образования. Ольга Юрьевна ознакомилась с новациями в образовательном процессе и инфраструктурой для подготовки учителей, созданной в последние годы в университете. Вариативные модели подготовки учителей, новое содержание и современные технологии, внедряемые в КФУ, вызвали профессиональный интерес руководителя образовательной системы страны. Министр выделила уникальность многих подходов к организации учебного процесса и определила их как пример для педагогических вузов страны.
Ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров отметил приоритетное место сферы подготовки учителей в структуре современного университета, что в результате позволило придать серьезный импульс трансформации педагогического образования и вывести его на качественно новый уровень. Как очередной шаг по его развитию в 2018 году руководитель вуза отметил открытие собственного детского сада для детей с расстройствами аутистического спектра.
Февраль
Казанский федеральный университет поднялся на 50 позиций и вошел в ТОР-250 лучших университетов мира в рейтинге QS World University Rankings в предметной области «Образование». Среди трех российских вузов, представленных в этой области, университет занял вторую позицию. По сравнению с 2017 годом, когда КФУ впервые вошел в ТОР-300, университет показал уверенный рост в таких индикаторах деятельности, как «цитирование каждой публикации», «h-index цитирования» и «оценка работодателя». Показательно, что, специализируясь на проблематике по педагогическому образованию, Казанский федеральный университет по показателям: «цитирование каждой публикации» и «h-index цитирования» –последовательно приближается к ведущим высшим учебным заведениям мира. КФУ является единственным университетом в России, представленным в ведущих международных рейтингах, с высокой долей подготовки учителей.
Март
Ученые КФУ представили свои исследования на конференции DGfE-Kongress 2018 (Эссен, 18-21 марта), являющейся крупнейшей научной конференцией в Германии по образованию (профессор А.М. Калимуллин, исследователь Е.Ю. Семенова). Доклады казанских ученых представляли результат совместных изысканий российских, немецких и японских исследователей по проблеме реформирования педагогического образования.
Научная дискуссия продолжилась на международной конференции «Трансформация педагогического образования: глобальные тренды, национальные процессы, локальные факторы», прошедшей 11-17 ноября в Техническом университете Дрездена. Конференция собрала 40 ведущих ученых из 15 стран мира, специализирующихся на проблемах подготовки учителей. Участие пяти исследователей КФУ (профессоро А.М. Калимуллин, Р.А. Валеева, доценты О.Н. Романова, Г.Ф. Шакирова, исследователь Д.Ханолайнен) было профинансировано германскими научными фондами.
Апрель
Исследователи КФУ, доцент Елена Ибрагимова и приглашенный профессор Мурат Чошанов, приняли участие в конференции Американской ассоциации исследований в образовании (AERA 2018), являющейся самой крупной в мире в области образования (США, Нью-Йорк, 13-17 апреля).
Практически ежегодное участие казанских ученых на конференциях AERA на протяжении последних лет является подтверждением высокого уровня, актуальности их исследований и закладывает основы для дальнейшего сотрудничества с зарубежными коллегами. Так, результатом докладов профессоров Розы Валеевой и Айдара Калимуллина на конференции AERA 2016 (Вашингтон, 8-12 апреля) стало их включение в крупный международный проект по исследованию процесса подготовки учителей в различных странах, инициированный учеными университетов Оксфорда и Аризоны. В 2018 году коллективная монография исследователей из 11 стран мира «Learning To Teach In Russia: A Review of Policy and Empirical Research» принята в печать известным международным издательством Bloomsbury. Одна из глав подготовлена учеными КФУ.
Май
IV Международный форум по педагогическому образованию (IFTE 2018), прошедший 22-24 мая объединил в КФУ более 600 лучших исследователей в области педагогического образования из 93 российских и 65 зарубежных университетов и научных организаций. В качестве спикеров на Международном форуме по педагогическому образованию, ставшем одним из самых представительных ежегодных международных мероприятий на постсоветском пространстве в области образования, выступали представители университетов Оксфорда, Гарварда, Глазго, Дрездена, Майами, Дублина, Техаса, Цюриха, Москвы, Санкт-Петербурга и др.
В рамках Форума прошла региональная конференция Международной ассоциации ISATT «Профессионализм учителя как условие качества образования».
Форум, открывающий с каждым годом новые возможности для сотрудничества российских и зарубежных ученых, вызвал заметный резонанс в международном научном сообществе. На сайтах нескольких университетов, научных ассоциаций, журналов были опубликованы материалы об IFTE-2018.
Июнь
На Международной конференции Ассоциации педагогического образования в Европе ATEE 2018 Spring Conference (профессор В.Г. Закирова, ассистент Л.Р. Каюмова), прошедшей 7-9 июня в Польше, Казанский федеральный университет стал полноправным членом этой авторитетной международной некоммерческой организации.
Деятельность ATEE направлена на повышение качества преподавания в Европе и поддержку профессионального развития учителей и преподавателей на всех уровнях. Ученые КФУ (доценты Т.Б. Алишев и Ю.К. Казакова) активно включились в работу ассоциации и представили также свои исследования на ежегодной конференции ATEE (20-22 августа, Евле, Швеция).
Июль
Востребованность образовательных программ Института психологии и образования подтверждена успешностью приемной компании 2018 года: средний конкурс на программы бакалавриата составил 21 заявление и магистратуры – 4 заявления на бюджетное место. В результате по качеству приёма на направление подготовки «Психолого-педагогическое образование» Казанский федеральный университет вошел в число пяти лучших вузов страны.
Открыты новые программы магистратуры «Психология семьи и семейное консультирование», «Компаративные исследования в области образования», «Педагогика дополнительного образования». В результате общее число реализуемых в Институте психологии и образования программ бакалавриата составило 29, магистратуры – 31. Численность студентов магистратуры достигла 30 процентов от общего количества обучающихся.
Август
Научный журнал Казанского федерального университета «Образование и саморазвитие», активно трансформировавшийся при участии опытного британского издателя Ника Рашби (в прошлом редактора British Journal of Educational Technology) был включен в реферативную базу данных Scopus.
Показательно, что несколькими годами ранее этот журнал был включен сообществом Диссернет в список 20-ти худших журналов страны в области педагогики. Значительная работа по трансформации, содержательные изменения позволили вывести журнал на международный уровень и вызвать интерес российских и зарубежных ученых. Редакторская команда также планирует ввести журнал в реферативную базу данных Web of Science.
Сентябрь
Исследования казанских ученых постепенно становятся все более заметными в международном научном сообществе в области образования. Группа из 6-ти исследователей (доценты О.Г. Лопухова, Ч.Р. Громова, Р.Р. Хайрутдинова, исследователи Д.П. Ханолайнен, Е.Ю. Семенова, Н.О. Копылова) приняла участие в конференции ECER, организованной Европейской ассоциацией исследований в образовании (Италия, Бользано, 3-7 сентября).
Группа из 8-ми ученых Казанского федерального университета (доценты Р.Р. Хайрутдинова, Ч.Р. Громова, Т.А. Баклашова, Е.О. Шишова, Е.Н. Ибрагимова, исследователи Д.П. Ханолайнен, Е.Ю. Семенова, Н.О. Копылова) стала самой представительной среди неанглоязычных университетов мира на одной из самых авторитетных международных научных конференций – Британской ассоциации исследований в образовании (BERA 2018, Ньюкасл, 11-13 сентября).
Из года в год увеличивается участие педагогов и психологов КФУ в ведущих профильных международных конференциях, отбор на которые происходит только по результатам независимого рецензирования заявок. Это подчеркивает актуальность и значимость исследований, проводимых в университете.
Октябрь
КФУ впервые вошел в число лучших 125 университетов мира в предметной области «Образование» рейтинга лучших университетов мира по версии британского издания Times Higher Education. Казанский университет стал в этой области первым не только в России, но и в странах Восточной Европы и на постсоветском пространстве. Таким образом, КФУ стал одним из двух российских университетов (совместно с МГУ), представленным в двух авторитетных рейтингах лучших университетов мира в предметной области «Образование» – QS и THE.
Результаты подобного продвижения Казанского федерального университета являются не только инструментами позиционирования достижений российской педагогической науки в мире, но и показателями эффективности научной концепции по совершенствованию образовательного процесса в вузе.
Ноябрь
Будущее за молодыми учеными! Студенты Института психологии и образования – магистрант Игорь Смирнов и аспирантка Надежда Сайфуллина стали победителями Российской национальной премии «Студент года-2018»!
Молодые исследователи – Дарья Ханолайнен (выпускница Королевского колледжа Лондона) и Елена Семенова (выпускница университета Саутге́мптона) были приглашены для апробации авторской методики профилактики буллинга в известную швейцарскую школу Leysin American School.
Институт психологии и образования был отмечен в качестве одного из лучших примеров работы с выпускниками государственной программы «Глобальное образование».
Декабрь
Институт психологии и образования стал первым в рейтинге структурных подразделений КФУ социогуманитарного блока по результатам деятельности в 2018 году, продемонстрировав одни из лучших показателей в таких направлениях, как продвижение в международных рейтингах лучших университетов мира, абсолютное и средневзвешенное цитирование, экономическая устойчивость. Научные разработки педагогов и психологов КФУ, представленные практически на всех крупнейших международных конференциях в сфере образования (WERA, EERA, AERA, BERA, TEPE, ATEE, ISATT, DGfE, IFTE) становятся заметным механизмом продвижения российских педагогических и психологических исследований в международное научное сообщество.
Завершающим аккордом уходящего года стало включение КФУ в финансируемый Европейским Союзом проект «Альянс знаний» (Knowledge Alliance) между высшими учебными заведениями и промышленностью в целях содействия инновациям, лучшему использованию ИКТ и обмену знаниями в педагогическом образовании (Лиссабон, Португалия, 13-15 декабря).