Инклюзивное образование – мировая тенденция развития общего образования, предполагающая включение всех детей независимо от существующих между ними различий (в том числе детей с особенностями психофизического развития) в единый образовательный процесс. Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности. Она предусматривает гибкую трансформацию образовательной системы в соответствии с индивидуальными потребностями, познавательными возможностями и способностями каждого ребенка. Поэтому так важно понять, в чем будут состоять вызовы завтрашнего дня и суметь подготовить к изменениям специалистов, работающих в этой области.
«Дефектологическое образование: дизайн профессиональной подготовки» — под таким названием пройдет в рамках ИФТЕ панельная дискуссия, модераторами которой выступят завкафедрой психологии и педагогики специального образования ИПО КФУ Анна Ахметзянова и замдиректора Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Светлана Феклистова, область научных интересов которой связана с изучением ключевых проблем слухоречевого развития детей с нарушением слуха. Она — автор более 150 публикаций, она осуществляет научное руководство и активно участвует в разработке и реализации государственных программ, тем научно-исследовательской работы по обеспечению деятельности Министерства образования Республики Беларусь.
Обсуждать научные и практические результаты психологических и педагогических исследований в современном мире будут известные специалисты в области инклюзивного образования.
Одним из дискуссантов выступит российский учёный-дефектолог, профессор, декан факультета специального образования Дагестанского государственного педагогического университета, заместитель министра по делам молодёжи Республики Дагестан Патимат Омарова. Она автор методики психолого-педагогической поддержки детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами (в результате военных конфликтов и террористических актов). А с 2013 года в республике реализуется предложенная ею гендерная тифлопсихология как направление исследований в психологии слепых.
В работе панельной дискуссии примет участие директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ Артур Хаустов. Им в 2018 году разработана и реализуется в МГППУ программа дополнительного профессионального образования «Тьюторское сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)». А с 2020 года в вузе реализуется разработанная им программа дополнительного профессионального образования «Особенности реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ при организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)».
Дискуссантом также вступит доцент Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева Ольга Беляева, которая признана в России как эксперт в области современной сурдопедагогики и разработчика интегрированного образования детей с нарушенным слухом, реабилитация детей после кохлеарной имплантации.
Представитель Белорусского государственного педагогического университета им.Максима Танка Светлана Гайдукевич готова также присоединиться к дискуссии и высказаться о педагогических ценностях современного специального образования.
Напомним, что панельная дискуссия «Дефектологическое образование: дизайн профессиональной подготовки» состоится 26 мая 2021 с 18:30-20:30 (мск время), 16:30-18:30 (время в Великобритании), 17:30-19:30 (Центрально-европейское время), 10:30-12:30 (Время в Хьюстоне).