Сотрудники Института психологии и образования Елена Семенова и Дарья Ханолайнен приняли участие в конференции Сообщества исследователей в области детского развития (Society for Research in Child Development) и провели воркшоп на тему «Developing and Adjusting a New Arts-Based Method (Graphic Vignettes) to Study Sensitive Topics». Всего в работе конференции приняли участие 6272 ученых из разных университетов и исследовательских организаций мира.
Российская сторона (всего 11 ученых) была представлена двумя вузами: Высшей школой экономики и Казанским федеральным университетом.
Как отметили наши молодые ученые, цель проведенного ими воркшопа – продемонстрировать, насколько концептуализирована и разработанная ими методологию изучения буллинга.
— Методология «графические виньетки» родилась из психологической терапии и консультирования и основана на творческом самовыражении детей, что помогает участникам чувствовать себя в безопасности и преодолевать негативные эмоции, неприятные воспоминания и даже психологические травмы. Творческая деятельность способствует исследованию неязыковых измерений, выражению невыразимого и раскрытию новых смысловых слоев, — пояснила Елена.
На первом этапе, проработав множество научных статей и исследований учёных всего мира на эту тему, исследователи ИПО КФУ создали свой креативный способ исследования arts-based research. Эти виньетки – авторские работы Дарьи Ханолайнен.
Дети вначале вписывают реплики в пустые окошечки и придумывают развитие дальнейшего сюжета в сложившейся ситуации. Затем ученые анализируют заполненные виньетки и проводят глубинное интервью с детьми. На втором этапе исследования ученые модернизировали методологию для изучения проблемы кибербуллинга.
Работа по проекту велась с осени 2017 года. В 2018 году исследование проходило в трех казанских школах, в декабре 2018 года авторский исследовательский метод (графические виньетки) был использован для ранней диагностики буллинга в частных школах в Швейцарии и России. Результаты первого пилотного исследования были опубликованы в апреле 2020 года (после кропотливой работы над текстом статьи) в международном научном журнале, входящем в базу данных Scopus (журнал Q2 в области Education и Q1 в области Cultural Studies). Также результаты исследования были представлены на Международном форуме по проблемам буллинга World Anti-Bullying Forum в 2019 году в Дублине.
Во время проведения воркшопа на конференции исследователей в области образования в апреле 2021 года молодые ученые показали, как можно разрабатывать и применять новые наборы графических виньеток для изучения сенситивных исследовательских тем с учетом различных контекстных особенностей. Также на собственном опыте молодые исследователи продемонстрировали, как новая методология может быть эффективно использована в ходе проведения сравнительных и международных исследований.
Доклад об исследовании кибербуллинга молодые ученые представят на VII Международном форуме по педагогическому образованию, который начнется в КФУ 26 мая.
Справка
Научный сотрудник центра педагогических исследований Института психологии и образования Казанского федерального университета, сотрудник факультета педагогического образования Университета Ювяскюля (Финляндия) Дарья Ханолайнен.
Дарья окончила с отличием программу магистратуры по специальности «Управление образованием» в Королевском колледже Лондона (King’s College London, Великобритания). С сентября 2016 года Дарья проводила аналитическую и научно-исследовательскую работу в области российского и зарубежного образования в Институте психологии и образования КФУ.
статьи Дарьи былиопубликованы в научном журнале первого и второго квартилей.
Результаты своих исследованиий Дарья представляла ученым Европейской ассоциации исследований в области образования (EERA) во время работы летней школы на базе Университета Иоганна Кеплера (Линц, Австрия) и на Европейской конференции исследований в области образования (ECER 2017).
В сентябре 2018 года Дарья с коллегами приняла участие в работе крупнейшей международной конференции по исследованиям в области образования «ECER 2018», которую Европейская ассоциация исследований в образовании (EERA) проводила в Италии. Ее доклад был посвящен исследованию представлений об идеальном учителе.
На IX Международной российской конференции исследователей высшего образования, ежегодно организуемой Высшей школой экономики в Москве, молодой ученый представляла доклад «Модернизация педагогического образования в России», в котором осветила основные тенденции изменений в сфере российского образования за последние 30 лет и обозначила ближайшие перспективы развития.
Схожую тему Дарья освещала в Техническом Университете Дрездена в ноябре 2018 года в рамках научной конференции «Трансформация педагогического образования: глобальные тренды, национальные процессы, локальные факторы»
Научный сотрудник научно-образовательного центра педагогических исследований ИПО КФУ Елена Семенова,
Совместно с Дарьей разработали креативный способ исследования arts-based research. В 2018 году ознакомили научную общественность с результатами пилотного проекта по буллингу среди подростков на конференции, организованной международной ассоциацией исследователей в области образования (BERA – British Education Research Association).
В конце 2018 года провели сбор данных для исследования по кибербуллингу в частной швейцарской школе, куда были приглашены в качестве ученых-экспертов директором школы, контакты с которым установились во время ежегодного форума IFTE, проводимого Институтом психологии и образования КФУ. Опубликованы статьи в журналах первого и второго квартиля.