В Токие завершила работу Международная конференция Всемирной ассоциации исследований в области образования (WERA-2019).
Представленные на конференции учеными Казанского федерального университета кейсы о реализации новых моделей подготовки учителя вызвали большой интерес участников конференции, поскольку они связаны с главными вызовами, стоящими не только перед российским, но и международным образованием в целом.
Так, пример Казанского федерального университета, где в последние годы разрабатывалась и внедрялась новая для России модель педагогического образования, позволил президенту Ирландской ассоциации исследований в области образования, преподавателю колледжа общественных наук и права Университета Дублина Конор Гэлвин заявить, что «КФУ становится центром превосходства в России в области педагогического образования».
Напомним, что после присоединения в 2011 году к Казанскому университету двух специализированных педагогических университета КФУ стал одним из трех крупнейших в России центров по подготовке учителей.
В настоящее время Казанский университет является одним из немногих российских университетов, имеющим все уровни подготовки учителей по всем предметам современной школы. Студенты-педагоги составляют сегодня 18% от всего студенчества вуза.
— В КФУ построена собственная модель педагогического образования, которая в первую очередь выделяется более широкой вариативностью вхождения в учительскую профессию и фундаментальностью подготовки учителей-предметников, — пояснил академик РАО, ректор КФУ Ильшат Гафуров.
Ключевая особенность этой системы, по словам ректора, заключается в соединении преимуществ классического и педагогического университетов при подготовке учителей. Кстати, специализированных педагогических университетов в мире почти нет, именно поэтому модель КФУ более близка и интересна зарубежным коллегам.
Собственная модель педагогического образования в КФУ включает три способа подготовки учителей.
Традиционная модель, реализуемая в Елабужском филиале КФУ, предполагает наличие профильных факультетов (например, физико-математический, иностранных языков и др.), которые самостоятельно полностью готовят учителей в той или иной области.
В главном кампусе реализуется распределенная модель подготовки учителей. Она предполагает создание педагогических отделений и кафедр в структуре нескольких профильных институтов, способных организовать более качественную предметную подготовку будущих учителей в своей области, например – физики, химии, биологии и др. Для этого используются современные лаборатории и оборудование наших естественнонаучных институтов.
— Важным компонентом подготовки является и психолого-педагогическая подготовка, которую студенты получают в Институте психологии и образования, — дополнил И.Гафуров. — Особое место в нашей концепции занимает практическая деятельность под руководством опытных учителей в наших собственных общеобразовательных школах (лицей им. Лобачевского, ITлицей-интернат) и базовых школах региона. А с осени 2019 года начнет работать наш детский сад для детей с расстройствами аутистического спектра.
В КФУ с 2018 года стала внедряться интегративная модель подготовки учителей, когда на основе гибких учебных планов бакалаврам классических направлений подготовки предоставляется возможность после первого или второго курса перейти на педагогические профили.
По мнению участников международной конференции, опыт Казанского университета показывает, что они могут внести значительный вклад в повышение количественных и качественных показателей процесса подготовки учителей. Это крайне важно в условиях глобальных, национальных и региональных вызовов, стоящих перед современной системой школьного образования России.
А в условиях дефицита учителей во многих странах мира модель подготовки учителя, подобная разработанной в КФУ, становится все более популярной в Германии, США и др.
На конференции не раз коллеги из разных стран вспоминали советский опыт подготовки учителя и выражали удовлетворение тем, что на этом форуме впервые за много лет они имеют возможность узнать о том, какие инновационные процессы в области образования осуществляют в России сегодня.
— Участие наших ученых в международных конференциях вызвало большой интерес зарубежных коллег, так как выяснилось, что в принципе многие проблемы в области образования схожи в большинстве стран мира. Поэтому нас начали активно приглашать с международные научные проекты, сравнительные исследования. Участвуя в них, мы задаем себе вопрос: как используя опыт решения проблем школьного образования, подготовки педагогов в различных странах мира, мы, ученые КФУ, можем быть полезными для российской науки и практики.
— Подготовка учителей — архиважная для страны сфера, где, по сути, закладывается будущее всей образовательной системы страны в целом. Поэтому подготовка учителей в Казанском университеите – это всерьез и надолго, ибо подготовив квалифицированных учителей, мы создадим необходимые условия для хорошей подготовки выпускников школ, т.е. наших будущих студентов! В этом и заключен наш прямой интерес в этой сфере, — резюмировал ректор КФУ.