Мама ребенка-аутиста: ‘Надеюсь, что мой сын сможет пойти в обычную школу’

В открывшемся в сентябре детском саду для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) «Мы вместе» при Казанском федеральном университете занимаются комплексным сопровождением не только детей с особенностями развития, но и их родителей. 

Что такое аутизм — малопонятно даже людям, которые пишут на эту тему научные работы. В России нет даже собственной статистики по аутизму — у нас пользуются  данными зарубежных статистических служб. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, на каждых 50 детей на планете приходится один больной аутизмом.

В лучшем случае, общество никак не реагирует на аутистов. В худшем — нетерпимо к ним. Вероятно, просто так удобнее жить: удобно отводить глаза в сторону и комфортно осознавать, что нас это не касается.

А вот родители, столкнувшиеся с диагнозом «расстройство аутистического спектра», каждый день ведут бой: с собой и болезнью, победа в котором — улыбка, новое слово, а то и просто  направленный на тебя взгляд ребенка.

Мама четырехлетнего Карима Гульнара Низамутдинова уверена, что аутизм – это болезнь, которая поддается коррекции специалистами.

«Так получилось, что беременность у меня поздняя и протекала достаточно тяжело. Карим родился раньше срока. Он начал поздно ползать и поздно ходить. Но я списала это на последствия послеродовой гипоксии, потому что в умственном или физическом развитии до определенного момента все шло хорошо. Но в возрасте двух лет, я стала замечать, что Карим перестал на нас реагировать и остановился в развитии.

Тогда об аутизме я толком ничего и не знала и даже не могла предположить, что моему ребенку могут поставить такой диагноз. Невролог написал в амбулаторной книжке:  «задержка психо-речевого развития, пирамидальная недостаточность».  Мы прошли курс массажа, работали с логопедом. Но результатов особых не было.

И  тут мы, посмотрев передачу про певицу Нетребко, сын Тьяго  аутизм которой страдает аутизмом, заметили некоторое сходство в поведении и задумались: а нет ли расстройства аутистического спектра у Карима?

«Аутизм проявляется у детей по-разному. Но есть одинаковые симптомы. Это дефицит внимания, слабая социализация, проблемы с речью, равнодушие к сверстникам и взрослым, гиперактивность, иногда неуправляемая, либо, наоборот, пассивность, частые истерики, отсутствие бытовых навыков, избирательность в еде. Иногда такой ребенок может наносить вред себе и окружающим его людям: кусаться, щипаться, наносить аутотравмы. Дети с аутизмом могут также страдать эпилепсией и умственной отсталостью, — пояснила заведующая детским садом для детей с РАС «Мы вместе» Ирина Нигматуллина. — Людям с аутизмом также присущи расстройства сна, ритуальное и повторяющееся поведение, перфекционизм, передвижение по определенным маршрутам, проблемное поведение, которое выражается в кусании, протестных действиях, плевках, выкриках, щипках.  В мире вряд ли существуют два одинаковых человека с аутизмом. Лекарств от аутизма нет, но есть методы коррекции, позволяющие в сопутствующие расстройства и обучающие человека в спектре аутизма полноценно жить в обществе».

В три года Карима направили на осмотр к детскому психиатру, который подтвердил диагноз «аутизм». Как мы это восприняли? На тот момент  даже мысль, что мой сын может быть аутистом, вызывала шок. «Нет, — думала я, — это может произойти с кем угодно, но только не с моим ребенком» или «Вот сегодня он же нормально реагировал на мои слова — значит, нам показалось, что он не такой, как все» или «Это все временно. Карим подрастет,  мы найдем хорошего специалиста, тот вылечит его  — и всё пройдет».  При этом врачи нам ничего еще не говорили. Неврологи на мои подозрения отвечали, что, мол, не переживайте, мамочка, он у вас нормальный, умственно не отсталый. Мне надо было услышать, что с моим ребенком все нормально. Но время шло. И я поняла, что надо переставать плакать и принимать данный диагноз и учиться с ним жить.

«Из-за того, что врачи не ставят диагноз в раннем возрасте, родители и ребенок теряют время. Ведь чем раньше выявляют аутизм, тем больше надежды на улучшение», — комментирует ситуацию Ирина Александровна.

В три  с половиной года  мы на свой страх и риск пошли в обычный детский сад. Я благодарна нашему воспитателю, что за год работы с Каримом она ни разу не пожаловалась нам на его поведение, что она проявляла к нему чуткость и терпение, что научила деток заботливо относиться к нашему мальчику.  Когда в группе было много детей, Карим начинал капризничать, и я его забирала, чтобы избежать срыва. Но если детишек в группе было мало, то он мог провести в детсаду целый день. Но до сих пор помню свои ощущения от первого утренника Карима. Пока все детки читали стишки, он просто ползал на четвереньках, не обращая внимания на происходящее и не реагируя на замечания. Он настолько выделялся из толпы, что мне было больно и обидно за него.

Думаю, что  жизнь нашей семьи несколько отличается от жизни семей с обычными детьми: она полна переживаний, тревоги и душевной боли, и практически все свое время мы отдаем Кариму. Случается, что посторонние люди делают замечания, намекая на невоспитанность моего ребенка. Когда он резко закричит в автобусе и все оборачиваются, тяжело сделать вид, что ничего необычного не произошло, что просто моему ребенку сейчас некомфортно и он ищет защиты. Я не пытаюсь всем объяснить, что происходит и почему. Это очень сложно.

Есть особенности жизни с ребенком, у которого аутизм. Например, на все, что окружает их, они реагируют очень болезненно, потому что воспринимают этот мир гипертрофированно. Для них свет слишком ярок, звук слишком громок, любое прикосновение — слишком интенсивное. Приходится стараться соблюдать дома тишину и спокойную атмосферу, чтобы Кариму было спокойно. Я разговариваю со старшим сыном и объясняю, что, возможно, ему придется быть рядом с Каримом всю жизнь и помогать ему.

«У людей в спектре аутизма, прежде всего, нарушены коммуникация и социальное поведение — они не используют речь и зрительный контакт. В качестве самоуспокоения они могут бегать по кругу, качаться, ходить на цыпочках, вращаться. Конечно, в обычной группе, где 30 человек, не удастся создать ребенку комфортные условия для пребывания».

В реабилитационном центре по работе с детьми РАС, куда мы обратились, Карима продиагностировали, написали под нас программу, поставили на три месяца цели, которые мы будем стараться достичь. Здесь и меня учат,  как надо правильно с ним выстраивать общение.   За время занятий со специалистами Карим научился смотреть в глаза, научился самостоятельно ходить в туалет, умываться, появился контакт, стал реагировать на какие-то просьбы.

Здесь же, в реабилитационном центре нам и рассказали, что открывается детсад при КФУ. Я стала узнавать, где он находится, позвонила заведующей  — и нас пригласили на встречу. А чуть позже — на диагностику, по результатам которой Карим был зачислен в детсад КФУ «Мы вместе».

О чем мечтаю? Чтобы окружающие стали добрее, уважительнее, не боялись и не стеснялись  людей с аутизмом. Пока все мои мечты заканчиваются на мысли о том, что Карим наравне со своими сверстниками пойдет в обычную школу.

«Только один  специалист и только одна мама не вытянут ребенка — аутизм настолько многогранен, что нет двух одинаковых детей с этим диагнозом. Поэтому такие детки нуждаются в постоянных коррекционных терапиях и занятиях со специалистами. Обязательным условием является нахождение ребенка с аутизмом в коллективе одногодок, — пояснила наш эксперт. — Коррекционная работа в детском саду будет осуществляться с привлечением учителей-дефектологов, инструкторов ЛФК, педагогов-психологов, учителей-логопедов, медицинских работников, тьюторов по индивидуальной программе, учитывающий личностные, познавательные особенности ребенка, его стиль взаимодействия с окружением, его сильные и слабые стороны. С детьми постоянно надо работать — тогда станет заметен результат».


Информация о приеме в Детский сад КФУ