Магистранты КФУ будут работать тьюторами детей с аутизмом в казанских школах с инклюзивным образованием

Девять магистрантов кафедры дефектологии и клинической психологии Института психологии и образования КФУ будут работать тьюторами детей с аутизмом в пяти казанских школах с инклюзивным образованием.

По статистике, каждый 50 ребенок школьного возраста сейчас имеет аутизм. Теоретически в России таких людей — больше полутора миллионов. Столько людей в России «выключены» из системы полноценного образования. Связующим звеном между ребенком и окружением становится тьютор — это не нянька, а «медиатор», который подсказывает, поддерживает, понимает, как подчеркнуть сильные стороны воспитанника.

Девять магистрантов кафедры дефектологии и клинической психологии Института психологии и образования КФУ будут работать тьюторами детей с аутизмом в пяти казанских школах с инклюзивным образованием.

Заведующий кафедрой дефектологии и клинической психологии Института психологии и образования КФУ Анна Ахметзянова уточнила, что в этих школах организованы ресурсные классы и введены ставки тьюторов, на которые трудоустроены студенты 1 курса магистратуры, обучающиеся по направлению «Дефектология». В первой половине дня они будут помощниками детей с аутизмом, а во второй – учиться в университете.

«Дети, имеющие диагноз «расстройство аутистического спектра», имеют серьезные трудности в адаптации. Находиться в обществе без сопровождающего они не могут. Учителя начальных классов школ, в которые они поступают на обучение, не имеют возможности выполнять эту функцию, потому что у них нет навыков работы с особенными детьми. Это должны делать дефектологи. В обычных школах их нет. Они есть только в коррекционных. Поэтому были организованы ресурсные классы и введены ставки тьюторов», — добавила Анна Ахметзянова.

Она же сообщила, что ресурсные классы оборудованы игровыми зонами, специальными мягкими модулями, чтобы ребенок с аутизмом мог выплеснуть свою агрессию и тревогу и более-менее себя хорошо чувствовать в школе. В обязанности тьютора будет входить сопровождение ребенка и помощь ему во время его нахождения в школе.

Анна Ахметзянова отметила, что эта категория детей очень сложная и неоднородная.

«Среди них есть просто адаптируемые, а есть такие, которые годами будут адаптироваться к новому процессу. Наша задача — помочь им в этом», — сказала она.

В этом проекте планируется задействовать и выпускников магистратуры кафедры дефектологии и клинической психологии КФУ. Они будут оказывать помощь не только детям с расстройствами аутистического спектра, но и консультировать их родителей, а также родителей тех детей, которые находятся в одном классе с особенным ребенком.

«Родителям обычных детей сложно понять, что происходит и почему это необходимо. Планируем также сотрудничать с учителями, которые будут работать с этими детьми. Министерство образования и науки РТ поручило нам разработку и реализацию программ повышения квалификации: для педагогов начального звена РТ по проблеме «Технологии обучения и воспитания младших школьников с расстройствами аутистического спектра в инклюзивном образовании» и для учителей-предметников и классных руководителей РТ по проблеме «Психолого-педагогическое сопровождение школьников с расстройствами аутистического спектра в инклюзивном образовании», — рассказала Анна Ахметзянова.

Кроме того, скорректирована тема работы кафедры под это направление, теперь она звучит так: «Организационно-методическое и научно-прикладное обеспечение работы с детьми с РАС в образовательных учреждениях РТ».

Еще кафедра в этом году заключает соглашение о сотрудничестве и будет осуществлять научное руководство деятельностью школы №1 Казани, осуществляющей работу с детьми с аутизмом. А в апреле 2018 года будет организована работа круглого стола «Стратегии инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра: региональный опыт».

 

Фото: maxresdefault