Профессиональный праздник «День логопеда» позволяет проинформировать население всех стран о том, что существует подобная наука, которая занимается не только изучением нарушений речи, но и их устранением.
Профессия «логопед» в современном мире приобретает все большее значение. В Европе и США таких людей называют речевыми терапевтами. Их основная сфера деятельности — предупреждение и коррекция речевых проблем.
«Логопед – это специалист по коррекционной педагогике. Сегодня его принято называть специалистом по направлению «дефектологическое образование». Они помогают детям с разными видами нарушений развития. Есть тифлопедагог, работающий со слабовидящими, сурдопедагог, работающий со слабослышащими, и есть логопед, который работает с нарушениями речевого развития», — напомнила завкафедрой психологии и педагогики специального образования ИПО КФУ Анна Ахметзянова.
С трудностями речи сталкиваются и дети, и взрослые. Первые — из-за особенностей развития только что сформировавшегося речевого аппарата. Вторые — после полученных физических или психологических травм. В Институте психологии и образования готовят специалистов, корректирующих и предупреждающих дефекты речи и у детей,и у взрослых.
Работа логопеда не ограничивается исправлением вербальных особенностей речи человека — специалисты в этой области корректируют письмо, дыхание и даже глотание, что особенно актуально для людей, переживших инсульт и утративших некоторые важные физиологические способности.
«В обществе бытует мнение, что главной задачей логопедов является коррекция неправильного произношения. Однако это лишь незначительная часть коррекционно-педагогической работы, которая лежит на плечах специалистов. Сфера деятельности логопедов также охватывает огромный спектр задач по оказанию помощи людям, страдающим от врожденных физических отклонений речевого аппарата, а также имеющим проблемы с речью и правописанием, вызванными психологическими и физическими травмирующими факторами», — пояснила доцент кафедры психологии и педагогики специального образования ИПО КФУ Вероника Васина.
При этом, отмечает Вероника Васина, в сфере инклюзивного и специального образования наблюдается дефицит кадров.
«Детей с речевыми нарушениями становится все больше: трудных детей, с серьезными диагнозами, работа с которыми гораздо масштабнее, чем постановка звуков Р и Ш… А квалифицированных логопедов-дефектологов, способных в минимально возможный для особого ребенка срок запустить речь ребятам с РАС, ЗПР, аллалией, дизартрией, — мало, и они очень востребованы. 80 человек выпускает университет каждый год. Планируется, что на следующий год число выпускников с записью в дипломе «дефектолог, логопед» достигнет сотни. Их востребованность сейчас подтверждается постоянными запросами из учреждений образования», — поделились Вероника Викторовна.
Современный логопед должен обладать знаниями психологии, дефектологии, физиологии и языкознания.
«Моя мама — педагог-дефектолог. И я с детства видела, как она помогает детям. Поэтому сложности выбора, куда поступать, у меня не стояло. Но уже на первом курсе, выйдя на практику, я поняла, насколько работа логопедов – длительный коррекционный путь, который требует колоссального терпения и профессиональной выдержки», — поделилась студентка 4 курса бакалавриата Элина Губайдуллина.
Невозможно стать логопедом-профессионалом без любви к работе и детям, считают специалисты. К тому же настоящий профессионал должен обладать определенными компетенциями.
«Современный логопед сейчас просто обязан работать на стыке наук — только тогда он будет эффективен. Это не просто знания психологии и педагогики, но и прикладной анализ поведения (АВА), методика Татьяны Грузиновой и много чего еще. Знать речевую патологию, ее механизмы (этиопатогенез), структуру речевого нарушения, а также психолого-педагогические особенности детей с речевыми патологиями, дифференциальную диагностику речевых нарушений. Логопед должен владеть приемами, средствами и методами коррекционной работы, знать основные традиционные и новые технологические приемы сопровождения детей. Конечно, обладать стрессоустойчивостью, коммуникабельностью, тактичностью, самообладанием и вниманием», — дополнила Вероника Викторовна.
О значимости работы логопеда говорит и доцент кафедры психологии и педагогики специального образования ИПО КФУ Инна Кротова.
«В историческом саморазвитии эволюционный скачок произошел после того, как человек стал разговаривать, взаимодействовать. Если в психологии процесс коммуникации необходим для развития личности, то речь показывает, что у нас развивается мышление. Когда у человека появляются мысли и чувства, то правильно их выразить нам помогает логопед».
Ученые доказали, что эффективнее всего работать с устранением дефектов в дошкольном возрасте. Без овладения устной речью не будет письма и чтения. Если ограничиваются социальные контакты, то это негативно сказывается на развитии личности.
Безусловно, считает эксперт, дефектология напрямую связана с психологией.
«Вам знаком термин «доказательная медицина»? Вот и логопедами используются именно те методы, которые доказали свою эффективность. То есть дефектология взяла из практической психологии только те вещи, которые работают. Чтобы верно выявить причину дефекта, необходимо владеть огромной системой знаний об анатомии и физиологии органов слуха и речи, неврологии, нейрофизиологии и нейропсихологии, психологии и психолингвистике, и, безусловно, об общей и коррекционной педагогике. Поэтому логопед с компетенциями психолога может создать настолько мощную уникальную технику или технологию, которая поможет достичь больших результатов».