Статья Upbringing of Student Teachers in Extracurricular Activities in the Context of Distance Learning / «Воспитание студентов-педагогов во внешкольной деятельности в условиях дистанционного обучения» опубликована в свежем номере научного журнала второго квартиля International Journal of Emerging Technologies in Learning.
Ученые из трех российских вузов: Глазовского государственного педагогического института, Сибирского федерального университета и Казанского федерального университета) — разработали систему воспитания студентов в дистанционном формате и экспериментально доказали ее влияние на основные направления воспитания будущих учителей.
В авторский коллектив вошли Роман Наговицын (Глазовский государственный педагогический институт), Роза Валеева (КФУ), Александр Осипов, Михаил Кудрявцев, Лариса Захарова (Сибирский федеральный университет).
По словам авторов статьи, особо важно уделять внимание поиску технологий правильной и эффективной организации педагогического воспитания студентов-преподавателей в процессе их обучения в педагогическом университете.
Ученые провели экспериментальное исследование: авторская парадигма формирования воспитания молодежи во внешкольной деятельности, включающая шесть синергетически взаимосвязанных направлений.
Исследование проводилось на факультете педагогического и художественного воспитания Глазовского государственного педагогического института в два этапа. Для исследования были отобраны 156 студентов дневной формы обучения в возрасте от 19 до 24 лет. Все респонденты учатся на 3-4 курсах бакалавриата по профилям «Физическая культура», «Биология», «Начальное образование», «Дополнительное образование» «Безопасность жизнедеятельности».
На первом этапе осеннего академического семестра респонденты активно проводили внеклассные занятия по всем направлениям. Во второй фазе весеннего семестра внеклассные мероприятия были реализованы по дистанционной технологии в период самоизоляции, вызванной распространением COVID-2019.
В ходе исследования была разработана структурная модель внеклассной деятельности, которая в процессе практической реализации была эмпирически исследована.
Структурное содержание воспитания, представленное в модели, включает шесть синергетически взаимосвязанных направлений: гражданское и патриотическое воспитание, духовное и нравственное развитие, приобщение к культурному наследию, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, физическое развитие и культура здоровья, экологическое воспитание.
Для системы педагогического образования в теоретическом аспекте данное исследование служит достоверно подтвержденным научным обоснованием и методической базой совершенствования качества профессиональной подготовки будущих учителей в сфере воспитания.
Статистические данные, полученные в ходе исследования, подтверждают эффективность реализации внеклассных занятий по формированию воспитания будущих учителей только в очной форме. То есть ученые выдвинули идею исключить введение дистанционных технологий в процессе воспитания студентов в современных условиях высшего образования.
Внедрение дистанционных технологий при осуществлении воспитательной внеучебной деятельности не оказывает положительного влияния на учащихся, а по некоторым направлениям оказывает обратный отрицательный эффект.
Практическая значимость исследования определяется внедрением в учебный процесс системы самоанализа и мониторинга посредством использования социальных сетей Facebook и ВКонтакте.