С нового учебного года у студентов Казанского федерального университета появилась возможность получить степень магистра по психолого-педагогическому направлению по профилю «Психология инновационного образования и развития детской одаренности».
Профессор, руководитель проекта «Одаренность и ее развитие» Валерьян Габдулхаков в одном из своих интервью как-то привел интересные цифры. По его словам, в результате проведенных в 2016-2017 годах учеными КФУ и учителями базовых школ диагностических исследований установлено, что одаренность может проявляться в нескольких видах. Как одаренность явная, которая «у всех на виду» (1-3% от общего числа детей). Как одаренность возрастная, то есть в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность исчезает. И как одаренность, которая по определенным причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка.
А вовремя не раскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам — 30-40%, а к семнадцати – только 15-20%.
Человеком, способным разглядеть одаренность в ребенке, является психолог. Именно на формирование такого психолога, который видит одаренного ребенка и помогает ему стать талантливым человеком, ориентирована новая магистерская программа «Психология инновационного образования и развития детской одаренности», открывшаяся в этом году в Институте психологии и образования КФУ.
– По данным минобрнауки России в нашей стране в общеобразовательных учебных заведениях обучается около 20 млн детей. Из них примерно 20-30% составляют категорию одаренных, – рассказала руководитель магистерской программы — кандидат психологических наук, доцент Гульшат Шакирова. – Одаренность – это двоякий феномен. С одной стороны нам кажется, что одаренные дети – это всегда что-то положительное. Ибо одаренный ребенок отличается от остальных детей. И в этом случае мы говорим об органичной, благополучной одаренности: то есть когда все основные показатели ребенка соответствуют уровню развития, а он сам адаптируется к условиям окружающей среды. Однако таких детей от числа одаренных всего лишь 5%. Остальные находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны своих ровесников. И тогда их одаренность сходит на нет.
В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечено, что должна быть создана система поддержки талантливых детей, а также выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождения в течение всего периода становления личности.
– Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы «помещать» их в особые школы.
Для поддержки одаренных детей в России создают учебные заведения, в которых юные гении могут развивать свой потенциал. В таких школах обучение и развитие ориентировано на раскрытие, например, математических, лингвистических, художественных способностей. Образовательная среда одаренных детей особенная, она предполагает индивидуальный подход к обучению каждого ребенка по усложненным программам, когда от каждого ученика ожидаются высокие достижения.
Так, в Республике Татарстан 15 учебных заведений интернатного типа для одаренных детей.
– В школах с инновационным обучением особую значимость приобретают специалисты в области психологии, которым требуются особые профессиональные знания и навыки. Подготовка именно психологов для гимназий, лицеев и школ для одаренных учащихся реализуется в рамках магистерской программы «Психология инновационного образования и развития детской одаренности».
Новая магистерская программа является новой и уникальной не только для Казанского университета, но для России и даже мира в целом.
– В МГПУ у Дианы Богоявленской, одной разработчиков концепции одаренности, создана магистерская программа «Психология творчества и одаренности». Есть и в МПГУ. Но именно соединение двух аспектов — инновационное образование и понимание одаренности — такого нет ни в России, ни за рубежом. Это абсолютно авторская программа.
Среди 14 поступивших на магистерскую программу – большинство уже практикующие психологи, которым не хватает теоретических знаний особенностей работы как с одаренными детьми и подростками, так и с педагогами и родителями. И обучение по данной магистерской программе позволит им обеспечить формирование базовых компетенций психологов для одаренных детей.
Магистерская программа позволит сформировать у будущих специалистов знания, умения и навыки выявления одаренных детей с помощью инновационных методов и методик (куда входят не только современные и эффективные психологические методы диагностики и работы с одаренными детьми, но и использование в своей работе цифровых технологий). Обучаясь в ИПО, магистранты овладеют навыками консультирования и психокоррекционной работы самого одаренного ребенка, его семьи и субъектов образовательного процесса, в котором находится ребенок.
Отработку навыков магистранты будут проходить на базе специализированных школ, лицеев и гимназий для одаренных детей.
– Это и IТ-лицей КФУ, и многопрофильная полилингвальная гимназия №180, и политехнический лицей №182, и школа №49 с отдельными классами для одаренных детей. И в обычных школах для выявления одаренных детей. Это самая сложная категория, ведь выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.
– Каждый ребенок одарен, и задача педагога заключается в том, чтобы раскрыть эту одаренность и обеспечить условия для превращения одаренности в талант. Вот и те, кто работает с одаренными детьми, сами становятся таким, – резюмировала Гульшат Фиразовна.