Основной вопрос, с которым приехали представители КФУ в Чувашскую Республику, — развитие системы образования и подготовки педагогических кадров.
Делегация Казанского университета во главе с ректором КФУ Ильшатом Гафуровым посещает Чувашию для расширения сотрудничества с вузами республики. Интересы КФУ на встрече с руководством Чувашской Республики представляли проректор по вопросам экономического и стратегического развития КФУ Марат Сафиуллин, руководитель САЕ «Учитель XXI века», директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин, директор Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Андрей Киясов.
Основной вопрос, с которым приехали представители КФУ, — развитие системы образования и подготовки педагогических кадров. Своей задачей Казанский университет видит повышение качества профессиональной «закалки» учителей.
Для этого в КФУ одновременно развивается две системы: классическая на базе Елабужского института, и распределенная — с центром в Казани. Распределенная модель позволяет готовить учителей – «предметников» в среде тесного контакта с полноценной наукой в той области, которую им предстоит преподавать в школах. В результате выпускники-педагоги должны обладать уровнем знаний ученого.
Достичь этого возможно только в тесной связи с практикой. В рамках педагогического направления такими базами практик, а заодно и местом трансфера технологий, стали профильные лицеи КФУ. Особенно коллег из Чувашии заинтересовали механизмы привлечения и ориентации талантливой молодежи.
«Талантливых молодых людей ищут не только на уровне лицеев: мы работаем и с выпускниками университета. В университете работает система так называемых Open Labs, где молодые ученые могут создать собственную научную группу, не дожидаясь, когда освободится место в основной лаборатории института, — уточнил ректор КФУ. — Мы сделали два основных показателя результативности работы подобных лабораторий: это количество и качество публикаций и привлечение денег. Если заниматься фундаментальными исследованиями, то они должны быть интересны и публикуемы, если же тема прикладная, то заинтересованные предприятия должны оплачивать исследования. Кроме того, в университете есть порядка сотни молодых ученых, перевод и увольнение которых согласуется напрямую с ректором», — заявил Ильшат Гафуров.
Подробно остановились стороны и на международных проектах в области образования. В частности, обсудили Международный педагогический форум и прошедший на днях в Елабуге VIII Международный фестиваль школьных учителей: такие мероприятия позволяют повышать узнаваемость университета и региона на международной арене, однако для лучшего результата необходимо объединять усилия с партнерами извне. Это, к слову, стало одним из предложений со стороны Казанского университета к республике:
«Только совмещая усилия всех университетов, находящихся в регионе – и здесь я имею в виду все Поволжье – мы можем продвигаться в мире, так что нам нужно использовать эту возможность», — подытожил ректор КФУ.
В итоге удалось детально обсудить перспективы выведения на новый уровень качества подготовки и повышения квалификации педагогических кадров Чувашской Республики в условиях федерального университета, а также расширение потенциала федерального университета для работы с одаренными детьми. Также КФУ предложил предоставить доступ к ресурсам компании Elsevier(Scopus, SciVal, ScienceDirect и пр.) ведущим вузам-партнерам Чувашской Республики.
Руководитель САЕ «Учитель XXI века», директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин напомнил, что многие из исследований в рамках стратегической академической единицы «Учитель XXI века» уже проводятся совместно с чувашскими коллегами. За последний год именно педагогическое направление дало наибольшую долю среди публикаций ученых университета. Также Айдар Минимансурович уверен в расширении сотрудничества КФУ с вузами Чувашии.
«Благодаря САЕ «Учитель XXI века», мы значительно продвинулись за последние годы в направлении повышения качества подготовки учителей. По сути, первыми в России реализуя новые модели педагогического образования, мы заложили методологические основы перехода от традиционной модели к новациям, более полно отвечающим требованиям времени. И мы надеемся, что разработки САЕ «Учитель XXI века» найдут применение в образовательной системе Чувашской Республики», — резюмировал руководитель САЕ.