Ученые КФУ презентовали научному сообществу новую модель педагогического образования, созданную и реализуемую в вузе.
В одном из своих недавних интервью педагог и общественный деятель, Заслуженный учитель РФ, член-корреспондент РАО Евгений Ямбург заявил, что «советская педагогика подготовила очень серьезные учебники, и когда их издают за границей, они пользуются там огромным спросом. Если страна хочет готовить квалифицированных специалистов, надо идти по пути советского образования и переиздания наших учебников».
Будто бы в подтверждение его слов в Англии обучение в нескольких престижных школах уже ведется по учебникам Розенталя, Ландау и Колмогорова. Кстати, финские преподаватели тоже считают, что советские учебники делают детей умнее. Там с удовольствием берут на работу учителей старой школы, чтобы те делились с финскими учителями советскими методиками преподавания и своим опытом.
Вот и на завершившейся Международной конференции Всемирной ассоциации исследований в области образования (WERA-2019) в Токио после выступления ученых Казанского университета не раз одобрительно отзывались о советской системе педобразования.
— Можно с уверенностью утверждать, что образование в СССР было на высшем уровне, — поделился на форуме профессор Педагогического университета Мияги, который также отметил, что в японских школах и вообще в области педагогического образования и сейчас активно используется опыт СССР.
Советский опыт имел большое значение и в создании новой системы образования на Кубе и в Китае.
Так, благодаря совместному исследованию тенденций развития и современного состояния педагогического образования в странах, продолживших педагогические традиции СССР, группа ученых из КФУ, Китая и Кубы проследили эволюцию педагогического образования на основе советской модели. Руководитель проекта – профессор, замдиректора по международной деятельности Института психологии и образования Казанского федерального университета Роза Валеева.
Один из участников исследовательский группы, завкафедрой общественных и гуманитарных наук Гаванского университета информационных наук Орландо Габриэль Карденас резюмировал, что «сегодня на Кубе количество учителей на душу населения самое большое в мире, к тому же создана универсальная система начального, среднего и высшего образования – все это является достижением кубинского образования, на которое советская педагогика оказала огромное влияние».
По мнению еще одного ученого, участвующего в исследовании, профессора Пекинского педагогического университета Ли Цюн, «особую роль в истории развития высшего педагогического образования Китая сыграла система образования СССР. И сегодня исследование развития высшего педагогического образования в современном Китае не может быть полным без его сравнения с преобразованиями высшего педагогического образования в России».
Удивительно, но россиян в своей стране пытаются убедить в том, что нужно уходить от мифов о «хорошей советской системе образования», о которой так уважительно говорят на Западе и методы которой были заимствованы как в Японии, так и других странах.
— Многие ученые в области педагогического образования с большим пиететом относятся к основоположникам советской педагогики и самой системе подготовки учительских кадров, существовавшей в советское время, — прокомментировал ректор КФУ Ильшат Гафуров. – К сожалению, после развала Советского Союза практически полностью было отправлено в забвение научно-педагогического наследие отечественных педагогов, и все силы брошены на изучение опыта других стран, часто, как это случилось с сингапурской программой Educare International Consultancy, абсолютизированной и практически не известной в среде ученых в области педагогики.
На конференции WERA впервые за много лет научное сообщество имело возможность узнать о том, какие инновационные процессы в области образования осуществляют в России сегодня.
Ученые Казанского университета не только рассказали о современных реформах, акцентировав внимание на том, что педагогическое образование находится в переходном состоянии от традиционной советской модели к модели подготовки учителей в классических и непедагогических университетах, принятой в большинстве стран мира, но и презентовали новую модель педагогического образования, созданную и реализуемую в Казанском федеральном университете.
— В КФУ построена собственная модель педагогического образования, которая в первую очередь выделяется более широкой вариативностью вхождения в учительскую профессию и фундаментальностью подготовки учителей-предметников, — пояснил академик РАО, ректор КФУ Ильшат Гафуров.
Ключевая особенность этой системы, по словам ректора, заключается в соединении преимуществ классического и педагогического университетов при подготовке учителей. Кстати, специализированных педагогических университетов в мире почти нет, именно поэтому модель КФУ более близка и интересна зарубежным коллегам.
Собственная модель педагогического образования в КФУ включает три способа подготовки учителей: традиционную (профильные факультеты, которые самостоятельно полностью готовят учителей той или иной области), распределенную (создание педагогических отделений и кафедр в структуре нескольких профильных институтов, способных организовать качественную предметную подготовку будущих учителей в своей области) и интегративную (бакалаврам классических направлений подготовки предоставляется возможность после первого или второго курса перейти на педагогические профили) модели подготовки учителей.
В настоящее время Казанский университет является одним из немногих российских университетов, имеющим все уровни подготовки учителей по всем предметам современной школы. Студенты-педагоги составляют сегодня 18% от всего студенчества вуза. Кроме того, 10 тысяч практикующих учителей ежегодно проходят программы повышения квалификации. В КФУ действуют 42 специальности бакалавриата, 37 программ магистратуры, 89 программ повышения квалификации и 23 программы переподготовки для учителей.
— Мы один из немногих университетов, который имеет полную систему подготовки собственные школы, детский сад, центры переподготовки учителей. Мы имеем все площадки отслеживания работы учителей, наших выпускников и можем своевременно транслировать первичное образование подготовку на уровне бакалавриата тех изменений, тех вызовов, которые появляются в школе. КФУ — один из немногих университетов, которые осуществляют подготовку учителей на всех уровнях: бакалавриат, магистратура, аспирантура, и в то же время занимается научным поиском в вопросах педагогического образования. В том числе и прежде всего, разработка новых методик, технологии преподнесения материалов, — прокомментировал директор Института психологии и образования КФУ Айдар Калимуллин.
По мнению участников международной конференции WERA, в условиях дефицита педагогов во многих странах модель подготовки учителей, подобная разработанной в КФУ, станет одной из популярных в мире. И пример Казанского федерального университета, где в последние годы разрабатывалась и внедрялась новая для России модель педагогического образования, позволил президенту Ирландской ассоциации исследований в области образования, преподавателю колледжа общественных наук и права Университета Дублина Конор Гэлвин заявить, что «КФУ становится центром превосходства в России в области педагогического образования».