Известный словенский ученый высказался об ответственности учителя перед вызовами искусственного интеллекта

Профессор факультета образования Университета Приморска и факультета гражданской и геодезической инженерии Люблянского университета (Словения) Андреа Истенич  уверена, что влияние искусственного интеллекта на обучение, выделенное в 2016 году учеными как этическую проблему, требует проведения множественных исследований.

— В 90-е годы цифровое образование сводилось к освоению цифрового пространства (Интернета) и цифровой грамотности. В начале 21 века мы уже сталкиваемся с экспериментами в области социальной робототехники. Социальные роботы-гуманоиды, исполняющие роли учителей, проходят испытания. К тому же во время пандемии рост цифровых пространств с онлайн-обучением усилился. Но надо отметить, что во время пандемии переход к цифровым технологиям произошел достаточно быстро: ведь на кону стояли права обущающихся, равенство и инклюзивная педагогика, — поделилась своими выводами известный эксперт по широкому кругу вопросов образования и обучения, разработки и использования информационных и коммуникационных технологий обучения, инновационных концепций для различных групп с особыми образовательными потребностями Андреа Истенич.

С середины прошлого века наша планета вошла в новую эпоху — антропоцена, то есть времени, когда человек стал главным двигателем изменений окружающей среды. Самая яркое высказывание об этой эпохе звучит так: «Эпоха антропоцена — это когда на дне океана находится слой пластика».  Эпоха влияет и на образовательные технологии.

—  Во время своего выступления на VII Международном форуме по педагогическому образованию я представлю доклад о центральных аспектах онлайн-обучения. Данное обучение должно способствовать повышению качества нахождения учащегося в интернете для получения знаний, но в то же время оставляет возможность обучающемуся не афишировать свою личность, сохранить границы и свободу воли. Именно на подобном ответственном преподавании учителей и основывается гуманистическая педагогика.

Профессор представит результаты исследования о постцифровом обучении и обучении с точки зрения социального аспекта. Она не раз говорила, что в традиционном обучение действует дидактический треугольник, где представлен «Ученик – учитель – содержание обучения».  По ее мнению, необходимо выйти за рамки традиционного обучения и пробовать сочетание формального и неформального обучения, ориентированного на учет реальных проблем, в том числе пандемии.

— Педагог должен выступать в роли фасилитатора и использовать аутентичные методы. С помощью информационных технологий это сделать проще, — уверяет Истенич.

Справка

Профессор Андреа Истенич – почетный член Университета Маккуэри в Сиднейском центре обучения и преподавания, Австралия. Ее научные интересы включают в себя:

•          ИКТ и коммуникацию;

•          социальное взаимодействие;

•          использование инновационных концепций интерфейса, поддерживающие различные группы пользователей;

•          индивидуальные и социальные аспекты профессиональной идентичности;

•          подготовку учителей.

Андреа – член редакционной коллегии Британского журнала образовательных технологий (BJET), помощник редактора BJET по Европе и Скандинавии. Кроме того, она – член редакционной коллегии:

•          TOJET (The Turkish Online Journal of Educational Technology) – «Турецкий журнал образовательных технологий»;

•          IJAC (International journal of advanced corporate learning) – «Международный журнал передового корпоративного обучения»;

•          International journal: emerging technologies in learning – «Международный журнал: новые технологии в обучении».

Была координатором национальных и европейских проектов:

•          (ENABLE network of ICT supported learning for disabled people (2011-2014);

•          RAZKORAK (2011-2014);

•          «Лонгитюдное исследование соответствия компетенций выпускников запросам работодателей в области технологий, образования и здравоохранения» (Longitudinal study in competence potential of university graduates and a gap between graduates’ competences and labour market requirements in technology, education and health) (2011-2014).

Андреа Истенич – обладатель следующих наград:

1.         от исследовательского агентства Словении  «За исключительное исследовательское достижение в области социальных наук в Словении» (2012 г.);

2.         премия Университета Приморска за «Научное превосходство в социальных и гуманитарных науках» в 2014 году.

Она автор глав в книгах, редактировала научные монографии, имеет 26 публикаций в международных журналах за последние 5 лет работы, не считая выступлений на конференциях.

В Институте психологии и образования профессор Истенич проводит совместное исследование , посвященное изучению социальных сетей и их влиянию на профессиональное становление и карьеру студентов, позволит еще активнее начать использовать современные технологии в обучении и преподавании.