В известном академическом издательстве Nova Science Publishers (Hauppauge, New York, USA) в серии «Образование в конкурентном мире» вышла международная монография Developing Teacher Competences: key issues and values, редакторами которой выступили ректор Казанского университета Ильшат Гафуров, директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин, приглашенный профессор, заместитель редактора журнала «Образование и саморазвитие» Ник Рашби, завкафедрой педагогики ИПО Роза Валеева. Авторами 16 глав монографии выступили ученые Казанского федерального университета, Софийского университета им.Св. Климента Охридского, Института стратегии развития образования Российской академии образования, лицеев КФУ и др.
Монография, работу над которой ученые вели почти в течение года, посвящена вопросам профессионального развития учителей.
Редакторы посчитали актуальным ответить на вопрос «Как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность учителя, чтобы обеспечить новое качество образования, отвечающее« вызовам времени? ».
Выбор редакторами монографии темы ценности учителей и их профессионализма не случаен. Это часть новых программ подготовки учителей, которые созданы в Казанском университете за последние несколько лет.
Первая глава — исследование Тимирхана Алишева, Иоганна Даммерера и Оксаны Поляковой об изменении мыслей будущих учителей. Ученые представили результаты глубинных интервью, связанных с убеждениями студентов в начале учебы и изменениями этих убеждений из-за различных стрессовых ситуаций. В опросе приняли участие 28 выпускников вузов (КФУ и Педагогический университет Австрии).
Авторы второй главы поделились информацией о результатах исследования личностных характеристик творческой компетентности учителей. В этой статье авторы пришли к выводу, что будущие учителя, участвующие в творческой образовательной деятельности во время учебы в университете, в будущем используют образовательные возможности в необычных, нестандартных идеях для обучения.
Исследование Аиды Минуллиной и Ксении Пырковой посвящено взаимосвязи между эмоциональными и интеллектуальными характеристиками и показателями толерантности к неопределенности у будущих учителей.
Вяра Гюрова из Софийского университета Св. Климента в 4-й главе заявляет об особенностях реакции учителей –мужчин и учителей-женщин на стрессовые ситуации.
В пятой главе соавторы Елена Асафова и Оксана Вашетина высказываются о том, что диагноз реальной готовности магистрантов для профессионального и педагогического саморазвития дает им возможность моделировать, проектировать и планировать учебный процесс как индивидуальную подготовку к будущей педагогической деятельности.
Гульнара Валиуллина и Наталья Борякова в шестой главе представили исследование факторов, затрудняющих эффективную педагогическую коррекцию недостатков у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью. Авторы представили программы повышения квалификации, обеспечивающие формирование необходимых научных и методических знаний для эффективной профессиональной деятельности в инклюзивных группах.
Ильнар Яруллин, Ольга Разумова, Рамис Насибуллов являются авторами седьмой главы этой книги. Их небольшое исследование, основанное на фактических данных, признает необходимость организации целенаправленных, систематических работ по формированию компетенций будущих учителей математики.
В 8-й главе авторы отмечают преимущества использования ориентированных на практику технологий. Они определили, что симуляционные технологии предоставляют учащимся поведенческие эмоциональные подготовки, помогающие им развивать личные качества и ноксологические навыки, необходимые для работы.
В девятой главе Татьяна Баклашова, Елена Скобельцына и Елена Галишникова обсуждают вопросы модификации практических программ обучения в магистратуре педагогического профиля.
Инна Голованова, Надежда Телегина, Ольга Донецкая проанализировали в десятой главе способность будущих учителей разрабатывать и проводить занятия.
Автором следующей главы является Регина Сахиева. Теоретический анализ и экспертные опросы позволили автору выявить вопросы разработки и использования портфолио в образовательной практике подготовки учителей в магистратур. В главе представлена авторская структура портфолио магистра в области образования.
Фокус исследования, представленного Резедой Хусаиновой, направлен на психологическое благополучие начинающих учителей.
В тринадцатой главе обсуждаются риски раннего эмоционального выгорания у молодых учителей. Лера Камалова и Галина Жиркова выяснили, что факторы риска выгорания у молодых учителей включают внешние и внутренние, личные, статусно-ролевые, профессиональные и организационные факторы. Они рекомендуют психологическую и педагогическую поддержку начинающим учителям; повышение значимости профессии учителя; объединение в профессиональные сообщества и наставничество молодых учителей.
Изучение составляющих профессионального содержания воспитательной деятельности начинающих учителей стало основной темой 14 главы.
15 главу написал профессор Анвар Хузиахметов. Он представляет основные формы поддержки начинающих учителей, способствующих их дальнейшему профессиональному развитию.
В последней главе обсуждается роль учителя в работе учащегося. В результате исследования, соавторы Надежда Ячина, Индира Салпыкова и Резеда Хурматуллина пришли к выводу, что педагогическое сопровождение — это совместный процесс, позволяющий ребенку определить свои интересы, цели, возможности и способы преодоления препятствий (проблем).
Таким образом, монография представляет собой обзор современного состояния исследований, посвященных вопросам профессионального развития учителей.
Исследователи в монографии делятся своими взглядами и результатами исследований по вопросам модернизации и развития содержания педагогического образования. Они обсуждают вопросы, связанные с ценностями и приоритетами в области современного педагогического образования, с процессами модернизации и содержанием педагогического образования, включая требования компетентностного подхода, исходя из опыта разных стран и разных университетов.
Научное издание издано на английском языке и может быть полезно исследователям развития педагогической теории и практики, всем, кто интересуется педагогической проблематикой, а также преподавателям, студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам педагогических учебных заведений.