Во многих странах STEM-образование в приоритете. В России эта тенденция только начинает получать распространение при поддержке президента РФ и зарубежных компаний. Из-за многогранности и сложности явления требуется много времени для решения проблем, связанных с внедрением образовательных программ в образовательные учреждения, а также для создания условий необходимых для реализации проекта.
Низкое качество образования в сфере точных наук, недостаточная оснащенность материально-технической базой, плохая мотивация учеников и студентов — все это является большой проблемой нашей образовательной системы.
Вот и коллектив ученых из Вятского государственного университета, РУДН, Международного института информатизации и государственного управления имени П.А. Столыпина, Российского экономического университета им.Г.В.Плеханова и Института психологии и образования Казанского федерального университета в своей статье Age Heterogeneity of STEM Educators, опубликованной в научном журнале второго квартиля (Q2) EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education обосновали необходимость изменения кадровой политики на основе оценки потенциала преподавательского состава STEM образования в школах европейской части России.
Соавтором статьи выступила доцент кафедры педагогики высшей школы Института психологии и образования КФУ Татьяна Сибгатуллина.
— Для начала надо понять, что включает в себя понятие STEM-образование, — прокомментировала соавтор статьи. — Это полноценное планомерное обучение, включающее в себя изучение естественных наук совокупно с инженерией, технологией и математикой. По сути, это учебный план, который спроектирован на основе идеи обучения учащихся с применением междисциплинарного и прикладного подхода.
По словам В.Путина, инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень.
В целях повышения конкурентоспособности нашей страны требуется усиление технической подготовки кадров. Для решения данной задачи требуется утверждение STEM образования в России. Благодаря его повсеместному внедрению в российское образование удастся удовлетворить потребность в научно-инженерных кадрах, которые будут играть ведущую роль в развитии технологического процесса и модернизации био- и нанотехнологий в нашей стране.
— И тут возникает вопрос: кто будет учить будущих инженеров? Целью нашей статьи стал анализ и прогноз гетерогенного развития возрастной структуры учителей STEM.
Преподаватели должны обладать современными знаниями, сами понимать весь технологический процесс – и не на основе опыта десятилетней, двадцатилетней давности, а именно так, как организована работа на передовых предприятиях, которые являются технологическими лидерами в своих отраслях.
Одним из способов повышения качества математического и естественнонаучного образования является развитие педагогического сообщества STEM образования. С одной стороны, согласно прогнозам, ожидается увеличение числа студентов и преподавателей в среднем на 20% как в России, так и во всем мире. С другой стороны, в педагогическом сообществе определенно есть определенная специфика по сравнению с любым другим трудовым коллективом, поскольку педагогическое сообщество развивается параллельно со студенческим. С этой точки зрения возрастная неоднородность преподавательского состава, а именно возрастная структура преподавателей STEM имеет особое значение.
В результате исследования, проведенного в 569 школах европейской части России в 2016–2018 годах, авторы статьи обнаружили следующее: средний возраст учителей школ STEM в европейской части России на 6,8 года выше, чем средний возраст учителей в России.
— Существует значительная нехватка учителей STEM в возрасте до 35 лет, — продолжила исследователь. – К тому же средний показатель учебной нагрузки учителя школы STEM по академическому предмету составляет 0,72, но эта нагрузка распределяется очень неравномерно, причем у учителей математики самая высокая учебная нагрузка.
Коллектив исследователей предполагает, что теоретическая значимость исследования заключается в его вкладе в развитие научных представлений о возрастной неоднородности школьных учителей STEM.
— Результаты исследования могут быть использованы при построении траекторий развития педагогического персонала STEM путем реализации ряда управленческих и организационных мер для достижения нормального состояния возрастной структуры учителей.