В последнем выпуске международного рецензируемого журнала второго квартиля (Q2) с открытым доступом, ежемесячно публикуемого MDPI в Интернете, Education Sciences была опубликована статья Adapting or changing: the COVID-19 Pandemic and teacher education in Russia / «Адаптация или изменение: пандемия COVID-19 и педагогическое образование в России»
Это результаты исследования ученых Казанского университета. В авторский коллектив данной публикации вошли директор Института психологии и образования профессор Айдар Калимуллин и завкафедрой педагогики Роза Валеева.
В опубликованной статье анализируются некоторые примеры подготовки учителей во время пандемии в российских университетах. Эти случаи могут стать основными тенденциями, обеспечивающими устойчивость системы образования страны в экстремальных ситуациях, которые могут повториться в будущем.
В начале 2020 года Россия вместе с остальным миром столкнулась с неожиданным внешним фактором, открывшим качественно новый этап в развитии государства, общества, экономики и образования. В сложившихся условиях адекватной реакцией системы образования страны стал незапланированный переход к «экстренному дистанционному обучению». В результате впервые в своей истории система высшего образования страны (как и система образования в целом) столкнулась с принципиально новой ситуацией, когда вся образовательная деятельность, включая управление образованием на всех уровнях, перешла в дистанционный формат.
На фоне пандемии система образования страны испытала первоначальный шок после введения дистанционного обучения в марте 2020 года, попытки вернуться к обучению в классе в сентябре 2020 года и внедрения смешанного обучения в октябре 2020 года. Каждый этап приводил к изменениям в организации и управлении процесса преподавания и обучения, разработки платформ и курсов для онлайн-обучения, технологических усовершенствований.
«Научный анализ последствий глобального перехода к дистанционному образованию все еще требует глубокого изучения. Пока что мы можем опираться на статистические исследования мировых и российских университетов, различных социологических агентств, государственных фондов, а также на работу ученых, которые смогли проанализировать преимущества и недостатки цифрового образования и его влияние на систему высшего образования», — пояснила Роза Алексеевна.\
Пандемия COVID-19 породила масштабную социально-педагогическую экспериментальную работу. Это включало дистанционное обучение с помощью цифровой образовательной среды, поддерживаемой технологиями дистанционного обучения, что явилось новым фактором, введенным в образовательный процесс. В этом контексте пандемия оказалась своеобразной лакмусовой бумажкой для выявления проблемных точек дистанционного обучения, которые мы систематизировали по основным компонентам образовательного процесса.
«Лаборатория медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ провела опрос 22 600 учителей из 73 регионов России о проблемах перехода российских учителей на дистанционное обучение. Половина опрошенных учителей сказали, что у них возникли проблемы с подключением к онлайн-трансляциям из-за отсутствия технических устройств (например, нет веб-камеры, наушников, компьютера); более 75% учителей столкнулись с проблемами при проведении онлайн-уроков из-за отсутствия у их учеников технических устройств (компьютеров, планшетов, веб-камер и т. д.); половина опрошенных учителей указали, что их ученики не имеют доступа к Интернету дома, что затрудняет организацию дистанционного обучения; 43% учителей затруднились выбрать платформу для обучения детей; 84% учителей считают, что их нагрузка увеличилась с переходом школ на дистанционное обучение; 3/4 опрошенных учителей не проводили видеоуроков в период дистанционного обучения; 47% и 31% учителей соответственно проводили онлайн-уроки в городах-миллионниках и городах с населением более 250 тысяч человек.
Из 8 288 студентов очной формы обучения (89,8%) и аспирантов (10,2%) Казанского университета 41,21% студентов полностью удовлетворены дистанционным режимом обучения; значительная часть студентов (43,42%) скорее удовлетворены дистанционным обучением, но отмечают, что используемые в образовательных целях платформы и программное обеспечение имеют некоторые недостатки; 15,38% студентов не удовлетворены дистанционным обучением, утверждая, что «многие занятия отменяются, расписание не соблюдается, учителя не всегда готовы к такому формату, а студенты не получают ответов на многие вопросы».
Эти выводы об отношении студентов к очной форме дистанционного обучения согласуются с данными, полученными другими исследователями, заверяют исследователи.
Известный тезис «Качество подготовки учителей определяет качество школьного образования» приобрел особое значение для подготовки учителей в условиях пандемии. Организация учебного процесса в высших учебных заведениях, сам процесс обучения превратились в площадки для формирования цифровых компетенций будущих учителей, тем самым имитируя прообраз будущей деятельности выпускника в школе.
«Необходима новая дидактика, то есть цифровая дидактика, которая требует решения ряда проблем: развитие внутренней мотивации к обучению, организация и психолого-педагогическая поддержка самостоятельной работы студентов при сочетании традиционного и дистанционного форматов обучения.
Это требует развития у студентов навыков самоорганизации учебно-исследовательской работы в условиях снижения контроля над своей учебной деятельностью со стороны преподавателей вузов, проектирования качественного содержания онлайн-курсов на основе обоснованных критериев и технологий и т.д.»
Модель будущего, по мнению исследователей, — это гармоничное сочетание офлайн и онлайн обучения, улучшающее результаты образовательного процесса. Поэтому важнейшая современная задача педагогического образования — научить студентов-учителей правильно использовать онлайн-инструменты при организации обычного обучения, чтобы добиться максимального прогресса детей в изучении того или иного предмета.