Эксперты КФУ о восьмилетней девочке, сдавшей ЕГЭ, но не поступившей в МГУ

В июле в СМИ прошла информация о 8-летней москвичке Алисе Тепляковой, успешно сдавшей ЕГЭ и подавшей документы на психфак МГУ. В опубликованных на днях  приказе о зачислении фамилии девочки нет.

 Девочка и ее родители стали известны на всю страну после своего намерения поступать в МГУ. Ректор МГУ ранее говорил, что готов принять юную студентку, если она справится со вступительными испытаниями и даже пообещал выделить ей педагога-психолога для мягкого вхождения в студенческую жизнь.

«По данным Минобрнауки России, в нашей стране в общеобразовательных учебных заведениях обучаются около 20 млн детей. Из них примерно 20-30% составляют категорию одаренных, – рассказала руководитель магистерской программы,  доцент кафедры педагогической психологии  ИПО  Гульшат Шакирова. – Одаренность – это двоякий феномен. С одной стороны, нам кажется, что одаренные дети – это всегда что-то положительное. Ибо одаренный ребенок отличается от остальных детей. И в этом случае мы говорим об органичной, благополучной одаренности: то есть, когда все основные показатели ребенка соответствуют уровню развития, а он сам адаптируется  к условиям окружающей среды. Однако таких детей от числа одаренных всего лишь 5%. Остальные находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны своих ровесников. И тогда их одаренность сходит на нет».

Руководитель Научно-образовательного центра педагогических исследований Института психологии и образования КФУ, профессор кафедры дошкольного образования, руководитель проекта «Одаренность и ее развитие» Валерьян Габдулхаков уверен, что такие, как Алиса «одаренные дети  со временем быстро могут выдохнуться».

«Я вижу, что многие гениальные, с точки зрения математики и физики, выпускники нашей физико-математической школы, звезды потерялись в жизни. Так что признание и успешность на каком-то этапе  не всегда говорит о том, что им всегда будет обеспечено звездное будущее. Здесь взрослым надо быть острожными, чтобы не навредить ребенку».

По словам Валерьяна Фаритовича, популярностью и славой ребенка портить нельзя.

«К примеру, в 5-летнем возрасте, он выступает на сцене, его выступления сопровождают бурные овации, его награждают дипломами, формируется ореол звездности, а через 2-3 года вдруг ребенок перестает восприниматься одаренным, слетает ореол звездности – у него наступает стресс, он переживает трагедию.  Ученые понимают, что увеличение числа суицидов в детском и подростковом возрасте в какой-то мере связано с разрушением этого звездного ореола».

 

Доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ Рамиль Гарифуллин отметил, что речь должна идти не только о комфорте, но и других психологических факторах.

«Необходимо признать, что часто такие дети-вундеркинды — это лишь проявление дрессировки​ с низким уровнем творческих способностей и низким уровнем развития личности, — поделился эксперт КФУ. — Это невротизм и психотравмы. Это никчемная суета родителей вундеркиндов».

Психолог напомнил, что история психологии творчества показывает, что помещение большого и несвоевременного количества информации и знаний в мозг не развивает творческие способности и личность в целом.

«Жизнь сильнее искусственной дрессировки познания. Большинство детей, которые выдают вундеркиндские знания, часто не отдают отчет тому, о чем говорят, излучая иллюзию знаний. Посмотрите на телепрограмму Галкина. Это цирк и дрессировка! Истинный бриллиант создается​ временем, а вот искусственный бриллиант можно синтезировать быстро».

Гений своего времени, один из тех первопроходцев, поднявших Японию из руин, основатель фирмы «Sony» и создатель организации «Японская ассоциация раннего развития», автор книги «После трех уже поздно» Масура Ибуко считает, что «Ни один ребёнок не рождается гением, и ни один – дураком. Всё зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребёнка». Согласен с возрастным развитием и наш эксперт.

«Необходимо признать, что существует большая разница между научным и социальным интеллектом. Научный интеллект можно надрессировать — и это мы видим в телепрограмме Максима Галкина. А вот с социальным интеллектом, позволяющим эффективно общаться в социуме на основании знаний людей, их мотивов и других социально-психологических факторов, уходят годы. Всему своё возрастное время!

Да, некоторых детей можно быстро научить и надрессировать сдать ЕГЭ, но в короткие сроки развить творческие способности, позволяющие создавать новые знания и новое в искусстве и науке, не получится», — уверен психолог.

Психолог также утверждает, что в МГУ Алиса смогла бы получить лишь формальные знания, а из-за нехватки личного опыта ей не удалось стать специалистом.

«Родители, дрессируюшие и готовящие вундеркиндов, не суетитесь, а лучше задайтесь вопросом: не лишаете ли вы счастья у своих детей?

Я уверен, что с родителями, суетливо взращивающими вундеркиндов, необходимо поработать психологам:  над их комплексом неполноценности, который они лечат с помощью своих детей. А системе образования необходимо задуматься о том, в какие отгадалки и дрессировку превратилась сдача экзаменов ЕГЭ?»