Директор Института психологии и образования: КФУ продолжил рост в рейтингах ведущих университетов мира в области ‘Образования’

Стали известны результаты всемирного рейтинга университетов QS World University Rankings, который ежегодно публикуется британской компанией Quacquarelli Symonds (QS), специализирующейся на образовании и обучении за рубежом. Казанский федеральный университет укрепил позиции в рейтинге, войдя в топ-250 лучших вузов мира.

Положительная динамика наблюдается по дисциплине  «Образование»:  если в 2019  КФУ году занимал  251 — 300, то сейчас  201 – 250 строчки.

Директор Института психологии и образования КФУ Айдар Калимуллин уточнил, что динамику в большей мере обеспечили рост индикаторов «Репутация среди работодателей» и  «Индекс Хирша».

2019-й год очень удачным для  Казанского федерального университета в предметной области «Образование».  Специализация университета на подготовке современных и квалифицированных учителей позволила войти ему в число 100 лучших университетов мира в предметной области «Образование» рейтинга Times Higher Education. Казанский вуз стал единственным российским вузом в первой сотне предметного рейтинга в этом направлении. На сегодняшний день это лучший абсолютный показатель среди высших учебных заведений России, стран Восточной Европы и СНГ. Таким образом,  силами  педагогов Казанского университета мы смогли выполнить  поставленную по проекту 5-100 задачу по вхождению  в число лучших ста вузов, в том числе вхождение в мировые рейтинги университетов.

Вот и согласно  опубликованному на днях агентством Quacquarelli Symonds  рейтингу КФУ повысил  свои позиции в области образования на 50 пунктов и теперь входит в число 250 лучших вузов мира.

Всего три российских университета вошли в рейтинг QS: в топ-150 вошла Высшая школа экономики, в топ-200 — Московский государственный университет, и в 250 — КФУ. В то же время,   Казанский университет вместе с МГУ являются единственными российскими вузами, которые присутствуют в обоих рейтингах, что говорит о комплексной и  перспективной работе в этой области.

Наиболее авторитетными международными рейтингами университетов являются QS (Quacquarelli Symonds), THE (Times Higher Education) и Шанхайский рейтинг (ARWU). А вот расхождение позиций в рейтингах, по словам Айдара Минимансуровича,  связано с тем, что каждый из них имеет свои особенности.

–  Методики построения различных рейтингов университетов отличаются друг от друга.

Составители рейтинга QS World University Rankings оценивают университеты по шести показателям: исследовательская деятельность, преподавание, мнение работодателей и карьерный потенциал, количество иностранных студентов и преподавателей. Рейтинг QS большое внимание уделяет репутации вузов в академической среде.

Times Higher Education World University Rankings считается одним из самых авторитетных мировых рейтингов университетов. Его преимуществом является улучшенная методология, которая была разработана совместно с читателями и редакцией журнала Times Higher Education magazine и компанией Thomson Reuters.

Полемика о необходимости в рейтингах идет, и иногда я встречаю коллег, уверенных, что без рейтингов нам спокойнее бы жилось. Но  хотелось бы пояснить, что Россия идет по пути интернационализации, и во всем мире позиция университета в том или ином рейтинге является, прежде всего, показателем для абитуриентов, которые  выбирают высшие учебные заведения. И именно позиция в рейтинге говорит, насколько востребованную, перспективную  и оплачиваемую профессию они могут получить. На примере нашего Института психологии и образования хочу сказать, что в первые годы его создания мы не могли заполнить даже бюджетные места при приеме абитуриентов, а сейчас порядка 60% абитуриенты учатся платно.

Для справки. По итогам приема 2019 года на первый курс всех направлений в Казанский университет поступило 11 933 человек. Из них на направления педагогического образования – 2150, в том числе 740 – в Институт психологии и образования. Таким образом, студенты-педагоги составляют 18% от всего студенчества нашего вуза (для сравнения в 2018 году – 16%).
В ИПО высокий конкурс не только на бакалаврские, но и на магистерские программы. Средний показатель ЕГЭ абитуриентов, претендующих на обучение в КФУ по педагогическому профилю, превышает 78 баллов и ежегодно растет.

Конкурс по направлению «Начальное образование и иностранный (английский) язык» составляет 19 человек на место. Рекордсменами по максимально набранным баллам стали абитуриенты, поступившие на специальности «Педагогическое образование. Иностранный (английский) язык и второй иностранный язык», набравшие 277 баллов, и на «Педагогическое образование. Русский язык и иностранный (английский) язык)» – с 289 баллами.
Кстати, по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» КФУ вновь вошел в число десяти лучших вузов России этого направления. Кроме того, КФУ стал российским лидером по набору студентов-контрактников на педагогическое направление обучения.

В ситуации, когда педагогов в России готовят 48 профильных педагогических университетов, а всего в стране педагогическим образованием занимаются более 250 университетов, КФУ всегда входит в пятерку лучших вузов страны по качеству приема на психолого-педагогическое направление.

По  мнению директора ИПО КФУ, рост вуза в рейтингах обусловлен огромной и квалифицированной работой, которая ведется в вузе с 2011 года.

С  2015 года, когда педагогическое образование стало одним из приоритетов развития КФУ, мы смогли построить интересную и уникальную  модель подготовки учителей, которая сейчас признаваема в мире.

Она включает в себя несколько вариативных моделей педагогического образования и сопровождения педагогов в течение все профессиональной карьеры, современную инфраструктуру обучения (e-learning, модельные школьные классы, собственные общеобразовательные лицеи, цифровые лаборатории, планетарий и др.).

Директор ИПО КФУ отметил, что исследования ученых Казанского федерального университета достойно представляют отечественную педагогическую науку на международной арене.

В 2020 году на Международный форум по педагогическому образованию (IFTE), проводимый ежегодно в КФУ,  заявились порядка 900 ученых, что в полтора раза больше, чем в предыдущем году. И это несмотря на то, что в эти же дни в России будут проходить еще два форума по подобной тематике: в Южном федеральном университете  и Московском педагогическом университете. И факт, что  ученые выбирают нашу площадку в качестве наиболее интересной — показатель признания наших исследований в мире.

Главную задачу продвижения в международных рейтингах ученые Казанского федерального университета рассматривают, прежде всего, как демонстрацию реального состояния российского образования в глазах мирового научно-педагогического сообщества.

Научные разработки педагогов и психологов КФУ, представленные практически на всех крупнейших международных конференциях в сфере образования (WERA, EERA, AERA, BERA, TEPE, ATEE, ISATT), становятся заметным механизмом продвижения российских педагогических и психологических исследований в международное научное сообщество.

Участие казанских ученых в конференциях на протяжении последних лет является подтверждением актуальности их исследований и закладывает основы для дальнейшего сотрудничества с зарубежными коллегами.

Как показывает опыт взаимодействия российских и зарубежных исследователей в области подготовки учителей, большинство проблем педагогического образования в самых разных странах являются типичными, соответственно и пути их решения требуют серьезной международной кооперации.

–   Мир становится настолько тесным, что без контактов, без кооперации ученые не могут двигаться дальше. Многие явления в сфере образования (не только положительные, но и негативные) давно появились на Западе. Например, та же самая интернет-зависимость, буллинг, проблемы мигрантов. И сейчас мы, используя опыт зарубежных коллег, ведем исследования и разработки, которые вызывают интерес у авторитетных и представительных международных научных ассоциаций в области педагогического образования.

Более того, международные ассоциации выступают с инициативой провести свои конференции на площадке Казанского  университета. Сейчас мы уже готовим заявку на проведение в 2022 году в КФУ конференции Всемирной ассоциации исследований в области образовании,  а на 2024-2025 год готовимся к проведению в КФУ конференции Европейской ассоциации исследований в области образования. Это около трех тысяч международных участников. И если они приедут в Казань — это придаст импульс не только для развития вуза, но и для развития всей российской педагогической науки.