В Институте психологии и образования КФУ разбирались в сложностях адаптации педагогов под «двухступенчатую» систему высшего образования: 28 февраля 2017 года подвели итоги первого семестра работы педагогической магистратуры.
Ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров в своём приветственном слове рассказал о приоритетах подготовки магистров в КФУ, возможности межрегионального партнёрства и совместных проектах с представителями системы образования других республик. Также он затронул актуальную тему сложностей в понимании концепции магистратуры как второй ступени высшего образования – причем такие сложности, как заметил ректор, возникают не только у студентов, но и у некоторых преподавателей.
Согласился с ректором и директор Института психологии и образования КФУ Айдар Минимансурович Калимуллин.
«В последнее время развернулась широкая дискуссия о том, что же такое магистратура. Это понятие в нашей стране ещё ново, не совсем понятно, например, для старшего поколения. И в этой связи возникает много вопросов: как учить в магистратуре? чему учить? В процессе реализации наших первых шагов мы осознали, что даже у старших педагогов пока ещё нет полного понимания об обучении в магистратуре. Это связано с тем, что у многих магистерские программы начинают ассоциироваться со следующим этапом получения образования – аспирантурой. И по этой причине, на мой взгляд, возникают некоторые проблемы с организацией и требованиями к образовательному процессу, мотивации студентов и так далее, однако мы постепенно приходим к оптимальному решению этих задач», — отметил директор ИПО в своём выступлении.
Напомним, что совсем недавно открылся центр магистратуры и педагогических практик ИПО КФУ. Как рассказал Айдар Минимансурович, этот центр привнёс новое содержание подготовки магистров, подкрепленное прорывными техническими средствами, которые позволяют не только использовать самые современные методы интерактивной работы с обучающимися, но также заниматься и полноценной проектной деятельностью, и самостоятельной работой в рамках магистерских образовательных программ.
Надо отметить, что на сегодня в магистратуре ИПО КФУ порядка 450 магистрантов, и уже около 350 из них обучаются по новым программам педагогической магистратуры. Кроме того, до начала этого учебного года педагогическая магистратура КФУ была рассредоточена по разным институтам, где реализуется базовая подготовка педагогов предметных дисциплин. Теперь же вся педагогическая магистратура была объединена на единственной площадке – в Институте психологии и образования КФУ. Проект реализуется в тесном сотрудничестве с другими институтами вуза, где магистранты получают знания по профильным дисциплинам, а вот психолого-педагогические навыки работы с учащимися преподаются в стенах нового центра магистерской подготовки ИПО КФУ.
Добавим, что вице-премьер Республики Дагестан, экс-заместитель министра образования и науки РФ Екатерина Андреевна Толстикова в этот же день посетила центр магистерской подготовки Института психологии и образования КФУ. Она подчеркнула, что система высшего образования Дагестана пока не включает центров магистерской подготовки такого уровня. На данный момент в республике хотят перенять опыт ИПО КФУ по созданию подобных центров с новыми магистерскими программами, составленными с учётом использования новейших технологий проектной деятельности, самостоятельной работы и использования в обучении творчески элементов. Это желание Екатерина Андреевна озвучила в ходе осмотра аудиторий нового центра магистратуры ИПО КФУ.
Проректор КФУ по образовательной деятельности Дмитрий Альбертович Таюрский говорил с магистрантами КФУ о проблеме организации образования, о новых концепциях образования, уже внедренных за рубежом и постепенно перенимаемых российскими вузами: «Наука, образование, предпринимательство» и «Наука, образование, предпринимательство и цифровое образование».
«Только используя все достижения в области технологий преподавания, психологии, технических средств обучения можно реально прийти к так называемому персонализированному образованию с тем, чтобы каждому участнику образовательного процесса можно было дать именно тот уровень знаний, который ему необходим, который он сможет воспринять, и который, самое главное, будет очень полезен ему для дальнейшего трудоустройства. Ведь основным критерием успешности образовательной программы является то, устроится ли человек на хорошую работу после прохождения этих программ. Именно для этих целей и был создан центр магистерской подготовки Института психологии и образования КФУ», – отметил он.
Однако не только активные и интерактивные средства и методики преподавания были использованы для магистратуры нового образца. Магистрантам ИПО рассказали о зарубежных ученых, которых институт также привлекает к чтению лекций в рамках этого образовательного проекта: среди них такие именитые исследователи, как Аксель Герман (Дрезденский технический университет), Дина Бирман (Университет Майами), Мойра Боланд и Марджери Макмахон (Университет Глазго) и др.
Руководитель центра педагогической магистратуры ИПО КФУ Регина Геннадьевна Сахиева вслед за профессором Калимуллиным отметила, что помимо успешных результатов, в процессе работы педагогической магистратуры нового образца существует проблема недостаточного понимания отдельными руководителями магистерских программ их принадлежности к направлению «педагогическое образование». Также у преподавателей не всегда достает профессиональных компетенций для соответствия новым образовательным стандартам. Решению этих проблем должны способствовать различные курсы повышения квалификации, организуемые на базе института.
Важным продолжение этой встречи можно считать сообщение профессора Калимуллина о желании Министра образования и науки Республики Татарстан поддержать и лично курировать развитие педагогической магистратуры ИПО КФУ, которое Энгель Навапович Фаттахов озвучил во время визита в институт. Если в этом году порядка 200 бакалавров-«целевиков» стали получать финансовую поддержку в 15 000 руб. в месяц, то на следующий год велика вероятность, что все магистранты, которые захотят по окончанию учебы в педагогической магистратуре трудоустраиваться в образовательные учреждения, будут получать такую же дополнительную стипендию.
Однако полноценным педагогом стать трудно без прохождения активной педагогической практики. Куратором и руководителем этого направления в ИПО выступает Татьяна Александровна Баклашова, которая рассказала об особенностях организации практик для будущих учителей.
«Нашими партнёрами являются лицей им. Н. Лобачевского, IT-лицей, гимназия №6 города Казани. Именно в этих образовательных учреждениях магистранты проходили педагогическую практику, организовывали свои научные проекты и исследования, помогали в работе с детьми, обеспечивали психолого-педагогическое сопровождение совместно с педагогами, психологами и самими учащимися. Летом мы предварительно встречались с директорами и заместителями директоров наших школ-партнёров и обсуждали вопросы по организации практики, по разработке образовательных программ. Иными словами, по условиям и содержанию прохождения педагогической практики», – уточнила она.
Перед магистрантами выступили и директора школ-партнёров проекта: обсуждались вопросы дальнейшего сотрудничества с магистерскими программами и возможность модернизации процесса прохождения педагогической практики с учётом особенностей преподавания в каждом отдельном случае.
В заключение состоялась импровизированная церемония награждения: почётные грамоты из рук ректора получили наиболее отличившиеся за семестр магистранты-педагоги первого курса. Затем награжденные взяли ответное слово, выступив с благодарностями в адрес ректора КФУ, директора Института психологии и образования КФУ, а также руководителей магистерских программ и педагогической практики.
Можно с уверенностью сказать, что итоги первого семестра работы педагогической магистратуры нового образца дают очень хорошие перспективы на подготовку высококвалифицированных учителей, которые в будущем составят педагогическую элиту не только Татарстана, но и России в целом. Однако работа только началась и, как утверждают руководители проекта педагогической магистратуры ИПО КФУ, планируется ее активное развитие в дальнейшем.