На основании проведенного учеными Казанского университета исследования изучены проблемы организации учебного процесса в дистанционной форме, которые могут повлиять на изменение учебной мотивации студентов.
Статья ученых Института психологии и образования и Института международных отношений была опубликована на страницах международного научного журнала второго квартиля. На этот раз редколлегия журнала Education Sciences заинтересовалась результатами исследования The Impact of Isolation Measures during COVID-19 Pandemic on Russian Students’ Motivation for Learnin, проведенного доцентом кафедры педагогики ИПО КФУ Альбиной Дроздиковой-Зариповой, профессором ИПО Розой Валеевой и доцентом кафедры европейских языков и культур ИМО Ниязом Латыповым.
Как пояснили авторы статьи, очень важно в связи с вынужденным переходом на дистанционное обучение сохранить у студентов заинтересованность в учебной деятельности.
«Результаты исследований, проведенных учеными разных стран, показали, что при онлайн-обучении во время пандемии COVID-19 возникали затруднения по персонализации студентов и по принятию студентами решений о своей образовательной деятельности в Интернете, — рассказала профессор ИПО КФУ Роза Валеева. — В этой связи проблема создания оптимальных условий для повышения мотивации к учебной деятельности и профессиональному развитию в студенческом возрасте в условиях новой образовательной парадигмы с применением дистанционных технологий обретает особую актуальность и остроту».
Исследование, проведенное в апреле 2020 года на базе Казанского университета, было призвано определить изменения мотивации к учебе в дистанте и выявить эффективные подходы по повышению мотивации учебной деятельности. Всего в исследовании приняло участие 107 студентов-бакалавров 2-го и 3-го курсов обучения из Института психологии и образования, Института физики, Института фундаментальной медицины и биологии. Из них большая часть 47,6% обучаются в ИПО. Большинство испытуемых — представительницы женского пола (84,3% от общего числа).
На основании проведенного исследования выявлены трудности и позитивные моменты, с которыми столкнулись студенты во время самоизоляции, изучены отношения студентов к дистанционному формату проведения занятий.
«По мнению студентов, дистанционная форма обучения может лишь частично заменить очную форму обучения, так считают 42,2%. На вопрос «Удобнее ли вам осуществлять учебную деятельность в условиях дистанционного обучения?» большинство ответов распределилось по двум позициям «нет, больше составляет неудобств» — 35,8% и «да, немного удобнее» — 32,1%, что свидетельствует о неоднозначности мнений студентов по данному вопросу.
К позитивным моментам дистанционного формата обучения отнесены, прежде всего — независимость от местоположения (85%), комфортные условия при проведении занятий (50,4%); рациональное распределение рабочего времени -43,9%; к трудностям — большая загруженность (74,8%) и технические проблемы в организации учебного процесса (61,7%). Важно отметить, что фактически у половины студентов имеются трудности в самоорганизации учебной деятельности — 41,1%; у 24,3% — возникли затруднения в организации обратной связи с преподавателем, — привели статистику исследователи.
Основными причинами падения мотивации к обучению у студентов в условиях онлайн-обучения названы технические проблемы, проблемы понимания и восприятия информации, проблемы самоорганизации.
На взгляд ученых КФУ, весьма перспективной организацией учебной деятельности студентов в дистантном формате является применение в учебном процессе технологии смешанного обучения (blended learning) с выбором наиболее эффективной модели Flipped Classroom («перевернутая аудитория») с обязательным проведением виртуальных занятий по учебному расписанию в формате видеоконференции на базе платформы Microsoft Teams.
«Эффективность данной образовательной технологии мы смогли подтвердить экспериментально в прошлом учебном году в результате внедрения модели Flipped Classroom в рамках реализации цифрового образовательного ресурса. Обнаружено, что при работе в режиме «Flipped сlassroom» стимулируется развитие личностных свойств и характеристик студентов (мотивация, активность, волевые усилия), метапредметных навыков (самоорганизация), а также удовлетворенность организацией обучения».
Модель «Flipped сlassroom» включает проектирование, организацию и проведение учебного процесса, при котором предполагается первоначальное самостоятельное ознакомление студентов с новым учебным материалом через работу с онлайн-ресурсами, предоставляемые преподавателем (чаще всего используются видеолекции, видеопрезентации, дополнительные материалы). Онлайн-ресурсы размещаются в цифровом образовательном ресурсе на платформе Moodle, либо в созданной команде Microsoft Teams, также хорошо себя зарекомендовала работа с модулем «Виртуальная аудитория», входящего в состав информационно-аналитической системы «Электронный университет» Казанского университета.
Ученые определелили доминирующие мотиваторы, намерения и мотивы, определяющие учебную деятельность студентов. Главным фактором эффективности обучения и повышения мотивации, в том числе мотивов творческой самореализации, является активность студентов. Ее формирование обеспечивает использование таких приемов как: использование метода соревнования, создание ситуаций успеха, похвалы, поддерживание положительных эмоций, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, оперативная конструктивная обратная связь, заинтересованность в результатах коллективной работы, открытое подведение итогов с поощрением.
«Очень важно создавать ситуации и условия для эффективной похвалы студентов. Учебная мотивация будет повышаться, если студенты осознают, что они сами контролируют ситуацию, что их успех прямо зависит от приложенных усилий», — уверена Роза Алексеевна.
В целом, пришли к заключению ученые, студенты младших курсов придерживаются лояльной позиции по отношению к дистанционному обучению.
Результаты исследования открывают новые возможности для разработки психолого-педагогических подходов в решении вопросов по оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов, и повышению ее мотивации в образовательном процессе дистантного формата, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций.