Ученые ИПО КФУ познакомились с феноменом «финского образовательного чуда» и представили финским коллегам опыт в исследовании российской образовательной среды раннего детства.
25-26 января 2017 года в университете Ювяскюля (Финляндия) состоялся финско-российский симпозиум по проблемам оценки качества образовательной среды, где были представлены доклады профессора кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, доктора психологических наук Ларисы Баяновой на тему: «Развитие идей Льва Выготского в современной детской психологии» и доцента Евгении Шишовой «Влияние качества образовательной среды на развитие субъектности дошкольника».
Как рассказала Евгения Шишова, финские ученые, ознакомившись с работами казанских коллег, заинтересовались возможностью совместного участия в Программе европейского союза по обмену преподавателями между университетами ERASMUS+. Эта программа направлена на поддержку сотрудничества в области образования и партнерства.
«Главная цель в сотрудничестве ученых двух стран – это не перенос принципов организации финского образования на российское, а анализ реалий российского образования с позиций того, что созидается в процветающих школах и университетах Финляндии, успех которых признан мировым сообществом», – пояснила Лариса Баянова. Интерес к финскому образованию не случаен. Причиной тому – высокие результаты страны в шкалах PISA в течение более десяти лет.
Многие исследователи феномена «финского образовательного чуда» признают, что этот успех обеспечен особыми принципами психологии обучения и взаимодействия участников образовательного процесса. Финские школы, дошкольные учреждения и вузы значительно отличаются от классических даже дизайном. В университетах очень комфортные огромные холлы, где студенты пребывают в почти домашней атмосфере; арт-элементы, прозрачные стены аудиторий, сквозь которые можно наблюдать занятие снаружи. Основа взаимодействия между детьми и учителями в школе, студентами и преподавателями в университете – доверие. Эта доверительная, казалось бы, иррациональная, система в конечном итоге приводит к формированию саморазвивающейся среды и безупречно высоким показателям знаний и компетенций обучающихся.
Участников симпозиума объединял интерес не только к особенностям различных систем образования, но и увлеченность идеями Льва Выготского. Труды классика российской детской психологии хорошо знают финские коллеги. На основе концепции Выготского во многих европейских странах проводятся измерения образовательной среды по специально разработанным шкалам, известным как ECERS. Зарубежные критерии оценки качества дошкольного образования ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale – шкалы оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях) позволяют получить комплексную, дифференцированную картину качества дошкольного образования. Шкалы ECERS имеют широкую распространенность и официально используются в Великобритании, Германии, Финляндии, Швеции, Дании и других странах. По данной методике проводилось и исследование Евгении Шишовой, которая является сертифицированным экспертом ECERS в России, посвященное изучению качества образовательной среды раннего детства в Республике Татарстан.
Она рассказала, что российских коллег принимала декан факультета образования и психологии, профессор Мария-Лина Лааксо. Поездке предшествовала длительная переписка с финскими коллегами по сопряженным научным темам. В результате по предварительной договоренности с финской стороной к встрече в Ювяскюля были подготовлены доклады с эмпирическими результатами по дошкольным образовательным учреждениям как российской, так и финской сторон.
На семинаре результаты по измерению образовательной среды в Финляндии доложила доктор Райя Райттила, Евгения Шишова же представила свои измерения по шкалам ECERS в дошкольных учреждениях Татарстана.
«Отрадно отметить, что симпозиум шел в формате диалога, в котором обе стороны говорили об общих диагностических методиках и теоретических основаниях понимания эмпирических фактов», — подчеркнула доцент ИПО КФУ.