Такая программа была обсуждена на семинаре по разработке САЕ в Институте психологии и образования.
Образовательная программа профессиональной переподготовки, построенная в логике новых требований к педагогическому образованию, призвана отражать, с одной стороны, требования к возможностям «входа» в педагогическую специальность как можно большего числа потенциальных учителей (Марголис, 2014), ответственных в выборе своих образовательных траекторий, а с другой стороны должна соответствовать не только заданному во ФГОС уровню сформированности профессиональных компетенций, но и требованиям Профессионального стандарта педагога, который содержит перечень необходимых для овладения учителем трудовых действий и умений, представленный в виде конкретной системы «образовательных результатов» (Каспржак, Калашников, 2014).Разработанная коллективом модель профессиональной переподготовки представляет собой проект, ориентированный на решение проблемы обеспечения нового формата организации и обеспечения переподготовки учителей с ориентацией на заданные ФГОС компетенции. Формирование указанных компетенций у будущих педагогов происходит не только на аудиторных занятиях и дистанционно в период выполнения заданий по ЭОР, но и в процессе педагогической практики. Это позволяет предупреждать у будущих педагогов эгоизм, отсутствием взаимопонимания, неспособностью эмоционально отзываться на переживания людей и других неблагоприятных факторов (Новик, 2014).
В соответствии с деятельностным подходом учебным содержанием образовательной программы по подготовке учителей «является не просто сумма знаний и умений, а способность к эффективной организации учебной деятельности учащихся (включающей в себя обучение, развитие и воспитание), что предполагает освоение будущими педагогами в ходе их подготовки процесса решения ряда основных (обобщенных) учебно-профессиональных задач, моделирующих реальную профессиональную деятельность педагога» (Марголис, 2015).
Одно из базовых положений Концепции модернизации педагогического образования заключается в том, что для повышения эффективности образовательных программ подготовки учителей необходимо эти программы привести в соответствие со стандартом профессиональной деятельности педагога. В связи с тем, что профессиональный стандарт разработан в рамках деятельностного подхода, согласно которому знания и умения усваиваются субъектом ипроявляются только через егодеятельность, возникает необходимость при составлении образовательной программы в переходе от использования неопределенного ясно и однозначно понятия «компетентность» к образовательным результатам, определяемым как то, «…что обучающийся должен знать, понимать и уметь делать после успешного завершения процесса обучения» (Каспржак, Калашников, 2015).
Необходимость в переходе к образовательным результатам, которые можно охарактеризовать и как проверяемые компетентности, связана также со сменой базовой образовательной парадигмы: на место традиционного, ориентированного на преподавателя, подхода приходит новый, в центре которого находится учащийся. Акцент в этом случае делается не на преподавании той или иной дисциплины, а на умении и способности учащегося что-то конкретно делать по реализации образовательной программы. Образовательные результаты всегда фиксируются именно в деятельности студента.
Р.М.Хусаинова, П.Н.Афанасьев, Н.Н.Новик, С.Е.Чиркина,
М.Р.Хайрутдинова, В.А.Самсонова, О.Г.Лопухова