На этой неделе с рабочим визитом КФУ посетил профессор Оксфордского университета Ян Ментер, который занимается исследованиями и научными разработками по направлению педагогического образования.
В Институте психологии и образования КФУ профессор Ментер провёл несколько открытых лекций для педагогов крупных российских вузов в рамках проходящих в институте курсов повышения профессиональной квалификации для педагогов России.
Но основной целью визита профессора Ментера в КФУ является его участие в крупном федеральном проекте САЕ «Учитель 21 века», разработкой которого и занимается Институт психологии и образования КФУ с начала 2016 года. Представитель университета Оксфорда является одним из научных «наставников» этого проекта. Его вклад в ход исследований невозможно недооценивать: опыт его многолетних исследований по проблематике развития и модернизации педагогического образования в разных странах мира, безусловно, очень ценен для формирования наиболее адекватной модели подготовки высококачественных педагогов в России.
Как рассказал сам Ян Ментер, его научные интересы связаны с поиском закономерностей и связей теории и практики в педагогическом образовании, и тем, как развивается и изменяется это направление в разных странах. Исследования по данной проблематике он проводил в таких странах, как Северная Америка, Чили, Австралия, Китай, Великобритания, а теперь и в России.
«При этом я не хочу говорить своим российским коллегам, что им нужно делать с их системой образования – я хочу в процессе живого общения и дискуссии вместе находить что-то новое и подходящее именно этой системе подготовки преподавателей», — говорит профессор.
По мнению профессора Ментера, одной из основных особенностей педагогического образования в России является большое внимание к психологии. Это видно и на примере опыта Института психологии и образования КФУ. При подготовке российских преподавателей собственно педагогика и психология интегрированы, и обучение идёт сразу по двум направлениям, что, на его взгляд, более эффективно. Ещё одной отличительной чертой педагогического образования в России является его долгая история, особенно по сравнению с опытом Великобритании.
«Объединение психологических и педагогических знаний в построении новой модели подготовки учителя – это то новое, чего ещё пока нет в педагогически моделях других стра,н и нам бы хотелось перенять этот опыт.
Мне также очень понравилось то, что коллеги из Института психологии и образования КФУ участвуют в большом количестве международных исследований по изучению проблематики педагогического образования, его модернизации. Это говорит о том, что они готовы перенимать и зарубежный опыт, учитывать последние научные тенденции других стран в этой области. В Англии же система педагогического образования опирается только на те исследования, которые проходят внутри страны, и с учётом только того опыта, который был получен в этой, так сказать, «замкнутой» системе. В России же эта система более открытая и это мы бы тоже хотели перенять у российских коллег».
Надо сказать, что в ИПО КФУ уже сегодня разрабатываются сразу несколько международных проектов по изучению динамики изменений системы педагогического образования в странах постсоветского пространства, а также бывшего социалистического лагеря. Например, ученые исследуют, какие изменения на геополитическом и социальном уровне повлияли на формирование современного учителя, и т.д.
Проекты по созданию новой модели подготовки учителя совместно с университетами Ирландии, Германии, Шотландии также вызвали большой интерес у профессора Ментера. Речь здесь идёт об усилении практической подготовки учителя – его «включенности» в работу школы начиная с самого начала обучения будущей профессии. Ян Ментер считает, что при этом важно подготовку и переподготовку учителей сделать исследовательски-ориентированными, то есть, чтобы эти виды подготовки велись на основе реальных, актуальных исследований. Тогда преподаватели и учителя школ на выходе будут нацелены на продолжение и развитие своей исследовательской деятельности по проблемам педагогики и образования в целом.
Отметим, что профессор Ментер только начинает свою работу в проекте САЕ «Учитель 21 века». Планируется, что в дальнейшем он будет регулярно посещать Казань для совместных с коллегами из ИПО КФУ контроля деятельности САЕ и выработки рекомендаций по дальнейшей работе.
Кроме того, возможно, что к работе САЕ присоединятся и новые ученые из Оксфорда и других университетов Великобритании: Ян Ментер уверен, что его коллеги будут заинтересованы не меньше его самого. Сотрудничество же Оксфорда и ИПО КФУ уже сегодня вышло за рамки «обмена кадрами»: напомним, что в 2017 году в издательстве Оксфордского университета выходит книга, где будут представлена коллективная монография по исследованиям педагогического образования в странах мира, где опыт России представлен учеными ИПО КФУ.