В Казанском федеральном университете в Институте психологии и образования под научным руководством профессора Р.А. Валеевой и доцентов А.Р. Дроздиковой-Зариповой и Н.Н. Калацкой в рамках САЕ «Учитель-XXI века» инициировано масштабное международное исследование с участием педагогов постсоветского пространства по изучению социально-профессиональных ценностей современного учителя.
С помощью разработанной авторской методики (А.Р. Дроздиковой-Зариповой и Н.Н. Калацкой) осуществлено кросскультурное исследование по выявлению наиболее значимых социально-профессиональных ценностей учителей из различных стран, участвующих в исследовании, их системообразующих ценностей в инвариантных моделях системы ценностей педагогов с учетом таких факторов как возраст участников, их пол, педагогический стаж работы, национальность, тип учебного заведения и возраст детей, с которыми работают респонденты.
В исследовании под социально-профессиональными ценностями педагога понимается диалектическое единство социальных, профессиональных и личностных ценностей педагога, составляющих основу его общекультурных и профессиональных компетенций.
В структуру социально-профессиональных ценностей включены: духовно-нравственные, жизненные, гражданские, интеллектуальные и профессиональные ценности.
На данном этапе в проекте приняли участие следующие образовательные учреждения:
Институт психологии и образования совместно с Приволжским центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ с участием татарстанских учителей — практиков начальной, общей и средней школы;
Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна под руководством руководителя Отдела международного сотрудничества Кристины Цатурян и заведующего кафедрой возрастной и педагогической психологии доктора психологических наук, профессора В.С. Карапетяна;
Славянский университет Республики Молдова под руководством доктора психологических наук, доцента Л.И. Кобылянской;
Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина под руководством доктора педагогических наук (РФ), профессора Брестского государственного университета, действительного члена Академии педагогических и социальных наук Российской Федерации, заслуженного учителя Беларуси М.П. Жигаловой и группой ее помощников: А.М. Мамончик — методиста ГУМУ «УМК г. Барановичи» (Барановичский район Республики Беларусь); В.Н. Грицук — заведующего Каменецким отделом образования, спорта и туризма и Т.М. Лавреенко — заведующего Малоритским отделом образования, спорта и туризма.
Даугавпилсский университет (Латвия) под руководством продекан факультета Образования и менеджмента, доктора педагогических наук, ведущего исследователя Института гуманитарных и социальных наук Даугавпилсского университета Эридиана Олехновича и доктора физики Светланы Игнатьевой.
В исследовании принимали участие учителя: из России – 118 человек; Республики Беларусь – 160 человек; Республики Молдовы – 62 человека и из Армении – 100 человек.
На основании полученных результатов кросс-культурного исследования мирового опыта можно сделать ряд следующих выводов:
В составе педагогических кадров преобладают женщины среднего возраста, с педагогическим стажем чуть свыше 20 лет.
Для современных педагогов постсоветского пространства (Россия, Беларусь, Молдавия и Армения) в качестве как руководящих принципов в их жизни, так и в наибольшей степени их реализованности выступают духовно-нравственные ценности.
Максимальная приближенность иерархии социально-профессиональных ценностей и ценностных ориентаций выявлена у российских и белорусских учителей.
Интеллектуальные ценностные ориентации у педагогов исследуемых стран занимают более лидирующие позиции по сравнению с интеллектуальными ценностями-целями.
По критериям выраженности ведущими терминальными ценностями у педагогов изучаемых стран являются здоровье и счастливая семейная жизнь, наименее ценными для этих являются общественное признание и наука.
К ключевым ценностным ориентирам, реализуемых в жизни современных учителей, относятся доброжелательность, воспитанность, честность, уважение к себе и другим, при этом незначительная роль в их жизни отводится идейно-политической убеждённости, высоким запросам и социальной активности.
Выявленные системообразующие социально-профессиональные ценности (терминальные и инструментальные) ценностной сферы педагогов – представителей различных стран не являются ведущими ценностями по степени значимости для данных испытуемых.
Среди перспективных направлений дальнейших научных изысканий по данной проблематике можно выделить: изучение ценностной сферы педагогов из других стран, не входящих в состав бывших республик СССР, с целью подтверждения уникальности ценностной основы в профессиональном становлении учителей как носителей и регуляторов духовной культуры общества вне зависимости от национальностей, пространства и времени; поиск новых перспективных направлений повышения и стимулирования эффективности профессиональной деятельности педагогов в условиях межкультурного диалога.
Источник информации: Дроздикова-Зарипова А.Р.