Мартин Линч: «Классика и новшества должны гармонично дополнять друг друга»

Как мотивировать к обучению? Об этом и не только рассказал Мартин Линч из Рочестерского университета (штат Нью-Йорк, США) в своей лекции.

Его выступление состоялось 28 января в рамках проходивших с 26 по 30 января в Институте психологии и образования КФУ курсов повышения квалификации, и темой лекции стало «Мотивация с точки зрения теории детерминации: краткое введение».

Гость рассказал, что теория самодетерминации (англ. self-determination theory) разработана около 30 лет назад в США психологами Э.Деси (E.Deci) и Р.Райаном (R.Ryan). Ее главный постулат: человек может ощущать свободу выбора и реализовывать ее в своем поведении, невзирая на ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов.

Соответственно, если условия жизни человека с детства предоставляют ему свободу выбора области интересов и широкий диапазон возможностей деятельности в ней, (без наложения ограничений), то это наиболее эффективно способствует формированию здоровой и полноценной личности. Подмена же требованиями извне личного выбора человека – едва ли не главная причина появления и развития нарушений психики.

Самодетерминация — врожденное свойство, но это не значит, что психологические особенности каждого конкретного человека предопределены его генетикой. Она – старт процесса развития, а вот его направление зависит от взаимодействия растущего человека с окружающим миром.

Но как подключить это свойство психики к мотивации человека на какие-то действия (в данном случае, на учёбу)? М.Линч рассказал об этом, обратив особое внимание на то, что «классическая» модель мотивации «Кнут и пряник» менее эффективна, чем та, которая использует теорию самодетерминации. При использовании последней, школьники и студенты гораздо лучше усваивают предметы и активнее обрабатывают получаемую информацию. Кроме того, у них куда более гибкое мышление, а, следовательно, и креативность.

Как говорят диетологи: «Не всё полезное вкусно». Так и в учебном процессе: не всё нужное интересно. М.Линч объяснил, как мотивировать детей к неинтересному делу. По его словам, для этого требуется обосновать необходимость подобного дела и заинтересовать в его конечном результате. Причём, управление работой школьника или студента обязательно должно быть неконтролирующим.

В завершение лекции Мартин Линч согласился ответить на вопросы нашего журналиста.

— Мистер Линч, Вы почти полгода в Казанском университете и, наверное, уже составили своё мнение о наших преподавателях и студентах. Каковы они в сравнении с их американскими коллегами?

— Я уже давно работаю в России – впервые приехал в 1992 г. и 2 года работал в МГУ. Неоднократно бывал и в других вузах, поэтому мнение о российских студентах и преподавателях у меня сложилось – я восхищён ими.

О студентах КФУ могу сказать, что они невероятно эрудированы, отличаются большим вниманием и интересом к преподаваемым дисциплинам, прекрасно усваивают материал. Ваши же преподаватели – профессионалы экстра-класса, лучшие, с кем мне приходилось иметь дело. Особенно меня восхищает то, что они всегда в курсе всех новостей мировой педагогической науки, поэтому их кругозор знаний почти необъятен. Их зарубежные коллеги более ориентируются на работу учёных своих стран.

— А какие-нибудь минусы в сравнении с теми же американцами, например, есть?

— Только недостаточное знание английского языка, но этот пробел уменьшается очень быстро – число владеющих английским неуклонно возрастает, а качество владения им улучшается. Это поможет в будущем, например, в ознакомлении с новинками зарубежной научной литературы, а также при публикации статей в иностранных научных журналах, ведь, судя по уровню ваших учёных, их статьи будут просто великолепными.

И ещё – я не то, чтобы возмущён, а, скорее, удивлён тем, как у вас много курильщиков. Россия, наверное, в числе лидеров по потреблению табака?

— Да, она — на 7-м месте в мире. А как Вы считаете, на какой уровень выйдет КФУ в целом и ИПиО в частности после преодоления языкового барьера?

— На 7-м месте? Наверное, население России использует успокаивающее свойство табака вместо психотерапии. Что же касается уровня — он будет очень высоким. Профессионализм, эрудированность: ваши учёные непременно займут то место, которого достойны – одно из ведущих в мире!

Вообще, я очень рад, что мне довелось работать в Казанском университете — одном из старейших вузов России, богатом научными достижениями и славном традициями преподавания. Искренне благодарю за это руководство ИПиО, особенно его директора Айдара Калимуллина и завкафедрой психологии кризисных и экстремальных ситуаций Наилю Салихову.

— Теперь вопрос по «горячим следам» Вашей лекции: там упоминается, что акцент в обучении делается на выполнении посильных задач (которые выбирают сами обучаемые) и удовольствии от их выполнения. Но студенты и школьники в силу некомпетентности и недостатка жизненного опыта не могут точно определить, что именно им надо. Может быть, для успешного образования нужно использовать и классические методы педагогики?

— Вы совершенно правы! Классическая модель педагогики – база. Но нельзя всех стричь под одну гребёнку. Нельзя сбрасывать со счетов то, что каждый человек – уникальная и неповторимая личность со своими индивидуальными предпочтениями и способностями.

Так вот, задача теории самодетерминации в педагогике – разглядеть эти предпочтения и способности, помочь их полностью раскрыть и успешно применить на практике. А в основе образования лежит всё тот же опыт, накопленный человечеством в течение тысячелетий. Одним словом, классика и новшества должны гармонично дополнять друг друга.

— Это подтверждает такой факт: что за образование получили люди, ставшие основными разработчиками поисковой системы «Google»?

— Конечно же! Полученное в родных странах образование классического типа они, приехав в США, дополнили современными методами. Такой синтез и дал столь блестящий результат. Кстати, у меня нет никаких сомнений в том, что преподаватели и студенты КФУ великолепно справятся с этим.

— Благодарю за беседу, мистер Линч. Вы дали очень высокую оценку КФУ, коллектив которого надеется, что всё будет именно так.

Всего в программу 1-го модуля курсов повышения квалификации вошло 23 лекции. Перед слушателями выступили сотрудники ИПиО и Департамента информатизации и связи КФУ, а также Института образования ВШЭ (Москва). Была составлена и культурная программа, куда вошли: пешеходная экскурсия по Казанскому кремлю «Сказание о Казани», экскурсия по Музею истории Казанского университета и посещение Татарского государственного академического театра им. Г.Камала.

В заключение следует отметить важность работы по подготовке и повышению квалификации педагогов, проводимой коллективом ИПиО. Действительно, развитое образование – один из краеугольных камней, на которых стоит благополучие, экономическая успешность и безопасность любого государства. А образование не сможет быть по-настоящему развитым, если будет «вариться в собственном соку», не учитывая мировой опыт. Поэтому работа в alma mater иностранных учёных, таких, как Мартин Линч – большой плюс для образования и науки. Их развитие, в свою очередь, приведёт к уверенному подъёму КФУ в мировых рейтингах – вплоть до попадания в число 100 лучших университетов мира.

Источник информации: Алексей Леонтьев, газета «Казанский университет»