В журнале первого квартиля опубликована статья молодых ученых КФУ

Третий раз за год на страницы научных журналов первого квартиля попадают результаты научных исследований молодых ученых Института психологии и образования.

В этот раз в журнале Compare: A Journal of Comparative and International Education (Журнал сравнительного и международного образования) опубликована статья Indigenous education in Russia: opportunities for healing and revival of the Mari and Karelian Indigenous groups? / «Образование коренных народов в России: возможности для исцеления и возрождения коренных народов мари и карел?».

Авторами стали выпускницы программы «Глобальное образование», научные сотрудники центра педагогических исследований института психологии и образования КФУ Елена Семенова и Юлия Нестерова и  некогда их коллега, а сейчас сотрудник факультета педагогического образования Университета Ювяскюля (Финляндия) Дарья Ханолайнен.

В своем исследовании, используя качественный сравнительный подход к тематическому исследованию, они изучили отношение представителей двух групп коренных народов к доступному для них в их республиках образованию с точки зрения необходимости культурного возрождения и исцеления ошибок, совершенных в стране ранее.

– В истории России были периоды, когда многие культурные, религиозные и этнические группы переживали волны ассимиляционистской политики. Ассимиляция в российское общество, вызванная формальным обучением, повседневной жизнью и средствами массовой информации, привела к разрушению образа жизни, культуры, самобытности и языков коренных народов, – пояснила Елена Семенова.  

В поле зрения исследователей попали два народа: марийцы и карелы. По определению, эти группы не имеют юридического права называться коренными народами в России из-за их сравнительно большой численности населения, но они поддерживают традиционный образ жизни, населяют отдаленные районы и идентифицируют себя как отдельные автохтонные этнические, культурные и языковые группы, стремящиеся сохранить свое самобытность и традиционные территории.

Исследование проводилось в форме опроса через соцсети: десять карелов приняли участие в глубинных полуструктурированных интервью. В отличие от них, марийцы на предложение принять участие в опросе проявили чувство оскорбленной гордости за то, что их назвали «нацией меньшинства», поскольку они населяют свои традиционные земли, и лишь узнав, что один из исследователей тоже мариец, согласились участвовать.

В результате обработки полученной информации, команда молодых исследователей из Казанского университета обнаружила, что группы коренных народов по всему миру сталкиваются с аналогичными последствиями колониализма и его наследия в системе образования.

Так, несмотря на то, что у марийцев в отличие от карельского народа, были возможности для получения знаний о своей культуре, истории, традициях и передачи языка, и у той и другой группы знания о своих исторических корнях весьма фрагментарны.

Исследователи напомнили, что в 1960-х годах преподавание марийского языка было запрещено. В 1992 году он был официально признан государственным языком республики наравне с русским. Но и сегодня использование марийского языка ограничено повседневным социальным взаимодействием, к тому же явно сократилось количество учащихся, имеющих возможность изучать марийский язык и марийский язык в школах. Карелы, составляющие всего 7,4% населения республики по сравнению с 82,2% этнических русских в Карелии, необходимы ассимилироваться с основной русской культурой и общественной жизнью в республике к тому же карельский язык является языком титульной нации, но он не признан вторым официальным языком в республике.

Было отмечено, что некоторые опрошенные из обеих групп искали информацию об истории нации, но большинство все же старалось не узнавать факты, приведшие к дискриминации народности. Многие, чтобы не выделяться, предпочли отказаться от своих корней, культур и языков, чтобы ассимилироваться в доминирующем обществе.

Исследование показало, что в настоящее время в силу того, что федеральное правительство России ввело ряд образовательных программ в республики, населенные коренными народами, значительно увеличилось количество интересующихся культурой, самобытностью и языком своего народа. Опрошенные надеются на включение фактов об истории коренных народов в школьную программу для поощрения и поддержки обучения детей. Однако в системе образования изменения идут очень медленно  и вызывают пессимизм в отношении будущего коренных народов.

Эти выводы имеют важное значение для существующей системы образования в России.

– Для устойчивого развития коренных народов и их культур важно помогать им, чтобы они считали свою нацию чем-то, чем можно гордиться, а язык и культуру своего народа – важными и ценнымиПреодоление пережитков колониального наследия не только на высшем уровне, но и в семье принесет изменения, необходимые для построения справедливой системы образования. Для коренных народов это будет способствовать их внутренней мотивации к укреплению уверенности и достоинства. Если в школе будут созданы инклюзивный климат и культурно соответствующая учебная, то учащиеся будут видеть себя равными с большинством и при  этом  чувствовать свою принадлежность к своему народу, – резюмируют в своем исследовании ученые.