Центр практик дошкольного и начального образования

  • Русский

В Институте психологии и образования активно осваивают новую инфраструктуру – недавно открытый центр педагогических практик дошкольного и начального образования. Центр был создан на обновленной площадке института совсем недавно, однако уже сейчас в центрах кипит работа: студенты и магистранты ИПО КФУ используют все “инновационные” возможности развития своих профессиональных компетенций.

Федеральные государственные образовательные стандарты для дошкольного, начального и высшего образования едины в мысли о том, что образование должно быть по-настоящему практикоориентированным. На любом уровне образование должно стать такой системой мероприятий, которая позволит осваивать полученные знания в конкретной практической деятельности. Решение обучающимися практических задач в учебной, научной и социальной работе должно принять форму хорошо продуманной и отлаженной системы, обеспеченной и организационно, и технически.

На эти цели и направлено создание Центра практик дошкольного и начального образования в Институте психологии и образования Казанского федерального университета. Этот центр состоит из кабинетов, приближенных к реальным условиям начальной школы и дошкольного учреждения. Бакалавры и магистры КФУ получили возможность уже на студенческой скамье окунуться в атмосферу образовательного учреждения, решать насущные реальные вопросы. Создана по сути миниатюрную модель, в которой студенты могут применить свои знания на практике, оценить себя и друг друга. В этих кабинетах могут заниматься также учителя начальных классов и воспитатели, которые повышают у нас свою квалификацию.

Кабинеты принципиально небольшие: это позволяет разделить обучающихся на две группы, одна из которых проводит занятие, а другая – в другом кабинете – смотрит на этот «эксперимент» со стороны, оценивает с разных точек зрения, по заранее определенным критериям. Тот, кто проводит урок, не видит присутствующих, их реакции, поэтому чувствует себя свободнее, а руководитель и контрольная группа получают максимальную информацию о проведенном занятии: о поведении и речи будущего преподавателя, о его манере общения, о подаче материала, об использовании наглядности, техники и т.д.

Кабинеты оснащены современным учебным оборудованием, которое позволяет транслировать проводимые занятия не только в другие кабинеты центра, но и в базовые школы и детские сады, а значит, проводить он-лайн конференции, вебинары, круглые столы с самым широким кругом участников, в том числе и с привлечением работодателей. И уже на этапе отработки практических компетенций обучающихся работодатели получают возможность приглядываться к нашим студентам и отбирать тех, кто им больше подходит.

Кабинеты позволяют проверить, насколько освоены студентами современные образовательные технологии. Традиционные:

  • личностно-ориентированные;
  • деятельностные;
  • здоровьесберегающие;
  • арт-технологии;
  • игровые;
  • информационно-комьютерные;
  • проектные и исследовательские.

И относительно новые в нашей педагогике. Например, в методике математики это ментальная и ведическая арифметика. В методике Окружающего мира – форум-театр, Кубики истории, Лего «Построй свою историю», которые позволяют ребенку получить реальный опыт деятельности в моделируемых ситуациях.

В кабинете продуктивных видов деятельности студенты осваивают методику правополушарного рисования. Для этого мы в центре есть прозрачные мольберты, которые позволяют младшим школьникам преодолевать страх чистого листа и ошибок, увереннее входить в изобразительную деятельность. Для развития мелкой моторики руки и творческого воображения используем техники работы с глиной и песком, которые попутно позволяют воспитанникам снять стресс, в чем студенты убеждаются на себе.

Мы стараемся воспитывать студентов в духе национальных традиций нашего народа и тех народов, представители которых у нас учатся. Например, курс этнодизайна позволяет студентам познакомиться с техниками национальной декоративно-прикладной культуры и попробовать себя в изготовлении шамаилей, кожаной мозаики, лоскутной аппликации с вышивкой, с гончарным искусством, техниками росписи по гипсу, шелку, ткани.

Возможности центра позволяют в таких формах, как проблемные научно-исследовательские группы, изучать самый передовой опыт через виртуальные лаборатории и базы виртуальных университетов.

Наши базовые школы и школы-партнеры – это лучшие гимназии и школы с углубленным изучением отдельных предметов г. Казани: №6, №8, №19, №21, №27, №37, №48, №49, №75, №81, №86, №96, №122, №125, №132, №135, №146, №165, №5 Зеленодольского муниципального района. В 4 квартале 2016 года мы выезжали с профориентационными беседами не только в школы, но и в детские сады г. Казани №14, №88, №92, №109, №113,  №151, №305, Прогимназию №29, д/с «Василек» Зеленодольского района, Гимназию Сабинского района,  г.Альметьевска, г. Отрадный Самарской области.

Третий год продолжается на нашей кафедре работа по разработке индивидуализированных программ обучения бакалавров. Открывающийся сегодня центр позволит нам более объективно тестировать первокурсников, чтобы впоследствии формировать из них группы по интересам и способностям: склонных к творческим и продуктивным видам деятельности, к математике, английскому языку и т.д., разрабатывать для них программы факультативов и наиболее продуктивно осуществлять их развитие, в том числе в их собственной практической деятельности.

Доля практик в современных учебных планах значительно возросла. И доля практических занятий по сравнению с лекционными, и доля непосредственной работы студентов в ДОУ и НШ. Сейчас студенты проходят практику на каждом курсе: это и учебно-ознакомительная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, и летняя педагогическая практика, и производственная практика по получению опыта  профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Организация каждого из этих видов практики требует особой программы: мотивационно-установочных мероприятий, консультативной помощи, коррекционных действий и т.д.

Мы понимаем, что дошкольное и начальное школьное образование во многом определяет дальнейшую судьбу ребенка, его доверие к учителю, познавательный интерес, коммуникабельность и, как следствие, его успешность или неуспешность в реальной жизни. Это накладывает на нас огромную ответственность и желание, чтобы уже на первом курсе наши студенты «не навредили» ребёнку, а помогли ему, а может быть, не только ему, но и воспитателю, и учителю. Мы должны сделать всё, чтобы наше сотрудничество с образовательными учреждениями Республики Татарстан было взаимообогащающим и взаимовыгодным. И центр практик в этом деле может стать незаменимым помощником.

 

 

Центр практик дошкольного и начального образования Института психологии и образования КФУ