Центр педагогической магистратуры

  • Русский
  • English

С 1 сентября 2016 года задачи выработки общей идеологии, стратегии, тактики координации взаимодействия различных профильных институтов и образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогических кадров в магистратуре, переданы единому центру ответственности по реализации магистерских программ – Институту психологии и образования Казанского федерального университета. Единая идеология подготовки будущих педагогов вырабатывается в тесном взаимодействии с Министерством образования и науки Республики Татарстан, профильными институтами и директорами образовательных организаций.

Предметная подготовка будущих педагогов, как и ранее, осуществляется на базе профильных институтов, располагающих для этого необходимым научным, образовательным, кадровым потенциалом и материально-техническими ресурсами. Психолого-педагогическая подготовка магистрантов реализуется на базе Института психологии и образовании. Практическая подготовка магистрантов осуществляется на базе лицеев Казанского федерального университета (IT лицей, лицей им. Лобачевского), которые являются его структурными подразделениями, и базовых школ через реальное школьно-университетское партнерство.

Образовательный процесс в педагогической магистратуре, интегрируя различные виды подготовки в образовательной, исследовательской, проектной и других видах деятельности, ориентирован на подготовку учителя-инновационного практика, разработчика образовательных программ, рефлексирующего исследователя, аналитика образовательного процесса, эффективного менеджера.

При реализации образовательного процесса в педагогической магистратуре акценты ставятся на формировании и развитии у магистрантов такого профессионализма и компетентности, которые определяются не только объемом имеющихся у них знаний, но и умениями творчески их использовать в практической деятельности, умениями эффективно реализовать конкретные профессиональные функции адекватно целям профессиональной деятельности и условиям конкретной педагогической ситуации на основе диагностического целеполагания, ценностных ориентаций и рефлексии.

 

Фотоэкскурсия по аудиториям Центра педагогической магистратуры 

 

Базовыми принципами реализуемых магистерских программ являются:  модульность, практикоориентированность, школьно-университетское партнерство, исследовательская направленность, рефлексивность.

В контексте модернизационных изменений педагогического образования в Казанском федеральном университете особое внимание уделяется усилению практикооориентированности процесса подготовки педагогов, которое характеризуется:

– усвоением учебной информации через практическое применение знаний и умений в типичных и нестандартных ситуациях при решении определенных задач;

– междисциплинарным характером обучения, ориентированным на решение учебных ситуаций, максимально приближенных к реальным, конструируемым с помощью методов проблемно-ориентированного и проектного обучения;

–  формирование и развитием профессионального опыта студентов через их «погружение» в профессиональную среду в ходе практических занятий и различных видов практик на протяжении всего периода обучения в университете;

–  использование профессионально-ориентированных технологий обучения,

способствующих формированию у студентов профессиональных, личностно и социально значимых компетенций, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей;

– создание условий для постепенного «наращивания» профессиональной квалификации – от формирования типовых профессиональных действий в типовых ситуациях до продуктивной научно-исследовательской, проектной и творческой деятельности в нестандартных ситуациях практической деятельности.

В процессе прохождения различных видов практик магистранты формируют и развивают конкретные профессиональные действия, демонстрируют уровень сформированности компетенций и практического опыта, проектируют и реализуют конкретные исследовательские проекты, отражающие актуальные проблемы и насущные потребности образовательной практики. Работодатели имеют возможность не только оценить уровень подготовки магистрантов, но и подобрать компетентных педагогов для реализации образовательного процесса в своей организации.

Содержательная модернизация подготовки магистров выражается в разработке обновлённых образовательных программ, сбалансированности предметной, научно-методической и психолого-педагогической подготовки, включения в учебные планы новых разделов модулей, отражающих потребности современной образовательной практики (Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, Технологии работы с одаренными обучающимися, Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями, Моделирование воспитательного пространства в мультикультурной среде, Тренинг саморазвития и проектирования профессиональной карьеры и др.).

 

Особенностями образовательного процесса в педагогической магистратуры являются:

– интеграция образовательной, научно-исследовательской, проектной и практической деятельности магистрантов;

– привлечение к чтению лекций и проведению мастер-классов не только российских, но и зарубежных ученых (например, профессор А.Герман из Дрезденского университета (Германия), профессор Дина Бирман из университета Майями (США), Мойра Боланд и Маджери МакМахон из университета Глазго (Великобритания) и др.);

– организация  непрерывной профессионально-ориентированной практики на базе лучших школ г. Казани в условиях реального школьно-университетского партнерства (лицей Лобачевского, IT-лицей, 6 гимназия и др.);

– тесное взаимодействие с профильными институтами;

– использование активных и интерактивных технологий и форм обучения, таких как исследовательские и проектные технологии, мастер-классы, дискуссионные площадки, World-Café  и др.

          
Магистранты обучаются в современном центре педагогической магистратуры, в котором располагаются аудитории для проведения лекционных занятий, специальные аудитории для проведения практических занятий, в том числе с использованием интерактивных форм обучения (студия интерактивных образовательных практик, тренинг-студия, студия ораторского и театрального мастерства), кинозал, кабинет технических средств обучения, современные
лаборатории, например, лаборатории, моделирующие современные школьные кабинеты физики, химии, центр практических компетенций для подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций и учителей начальной школы, имеются зоны отдыха для магистрантов. Все учебные аудитории центра педагогической магистратуры оборудованы современными мультимедийными демонстрационными комплексами.

Масштабные преобразования, осуществляемые в педагогической магистратуре, дали уже вполне конкретные результаты: если на момент поступления в магистратуру только 38% магистрантов имели опыт педагогической деятельности, то на сегодняшний день 59% магистрантов работают в различных образовательных организациях.

Таким образом, сохраняя лучшие исторические традиции подготовки педагогических кадров, Институт психологии и образования Казанского федерального университета обновляет учебно-методическую, материально-техническую базу подготовки учителей; проводит структурную, содержательную, технологическую и организационную модернизацию педагогической магистратуры в соответствии с целью модернизации педагогического образования: обеспечение современного качества образования и соответствия его актуальным и перспективным потребностям образовательной практики.