Развитие образовательной деятельности

  • Русский

Планы по развитию образовательной деятельности CAE

2.1.      Модернизация и обновление перечня реализуемых образовательных программ (направлений подготовки).

Во «Всемирной Декларации о Высшем образовании для XXI века» (http://perso.club-internet.fr/nicol/ciret/english/charten.htm) отмечена необходимость развития трансдисциплинарности образовательных программ, которая предполагает функциональный синтез методологий и создание совершенно новых исследовательских концепций  (https://www.amacad.org/multimedia/pdfs/publications/researchpapersmonographs/arise2.pdf). Трансдисциплинарный подход будет лежать в основе модернизации образовательной деятельности САЕ, направленной на подготовку педагогов для изменяющегося мира, педагогов-практиков с высоким интеллектуальным потенциалом, развитыми исследовательскими и рефлексивными компетенциями, способных работать в системе образования в условиях большой неопределенности и рисков, а также способных быстро и эффективно реагировать на возникающие проблемы. Отработанные в ходе реализации программы развития САЕ методики и общая методология образования будет транслироваться и на другие образовательные программы подготовки специалистов во всех областях знаний всего университета.

2.1.1. Основные образовательные программы

2.1.1.1. Для решения задач будет создан учебно-методического совета САЕ по преодолению разрывов между фундаментальными, естественно-научными и дисциплинами путем формирования единого подхода к их освоению, гуманизации образования, усиления его практической ориентированности и создания трансдисциплинарной образовательной среды.

2.1.1.2. Модернизация содержания и обновление перечня образовательных программ будет осуществляться одновременно с теоретико-методологической и практической разработки четырех блоков:

  • Трансформирующийся обучающийся. Изменение содержания образовательных программ с учетом происходящих психологических, социально-психологических, психофизиологических изменений личности обучающегося под влиянием цивилизационных (исторических), экономических, социальных, информационных, коммуникативных, экологических факторов и социокультурной динамики общества, а именно:
  • усиление естественно-научной компоненты образования путем включения во все учебные планы практико-ориентированных занятий в инновационном комплексе лабораторий Института физики, Химического института, Института фундаментальной медицины и биологии, в Планетарии КФУ;
  • политехнизация образования: включение в учебные планы практико-ориентированных занятий по современным технологиям, включая быстрое прототипирование, робототехнику, адаптивную технологию в учебно-научных лабораториях Инженерного института, Института физики;
  • изменение содержания образовательных адаптация содержания образовательных программ к условиям быстро меняющейся картины миграционных потоков населения, к условиям реализации самих программ в мультикультурной среде путем посредством сближения этнических, религиозных, расовых различий …
  • адаптация содержания образовательных программ к условиям осуществления образовательного процесса в билингвальной среде путем с целью изменения характера обучения, ориентированного на повышение вовлеченности студентов, учёт индивидуально-психологических особенностей в иной языковой и культурной среде.
  • Трансформация образования. Изменение содержания образовательных программ и их перечня в соответствии с трансформацией образования как социокультурного и интеллектуального катализатора перемен, а именно:
  • внедрение многоуровневых образовательных систем, интерактивных и дистанционных образовательных технологий, постепенным усилением естественно-научной компоненты образования в соответствии с запросами и потребностями талантливых обучающихся, экономики будущего и мобильности мира;
  • усиление практико-ориентированной, исследовательской и рефлексивной составляющей образовательных программ в контексте трансформационных изменений, происходящих в современном обществе;
  • усиление мультикультурной направленности образования с учетом происходящих в мире миграционных процессов;
  • обновление и развитие информационной образовательной среды, основанной на принципах интуитивного интерфейса и рефлексии.
  • Трансформирующийся педагог. Адаптация образовательных программ с учетом нового социально-профессионального статуса педагога, его профессионально-личностных характеристик и компетенций как субъекта образовательного процесса и профессионально-личностного развития, способного успешно действовать в контексте вариативных моделей образования и способного быть инициатором конструктивных инноваций в условиях трансформирующегося образования.
  • проектирование и анализ профессиограммы современного педагога как субъекта образовательного процесса и профессионально-личностного развития;
  • включение педагога в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность, направленную на решение актуальных проблем образовательной практики и усиления инновационной составляющей образования;
  • отработка креативных педагогических действий в лицеях КФУ;
  • разработка и внедрение электронных портфолио будущего пелагога как средства интегрированного оценивания уровня готовности к будущей профессиональной деятельности.
  • Трансформация педагогического образования. Результатом теоретико-методологической и практической разработки новых и модернизации существующих образовательных программ в рамках выше перечисленных мероприятий будет проектирование и реализация структурно-функциональной модели подготовки педагогов в классическом университете с учетом трансформационных процессов в обществе и в образовании.
  • разработка двухфазной вариативной системы получения педагогического образования, направленной на привлечение в профессию мотивированных к педагогической деятельности лиц;
  • создание эффективной системы профессиональной ориентации и профессионального отбора на педагогическую профессию;
  • усиление практикориентированности подготовки за счет реализация сетевого взаимодействия с образовательными организациями;
  • изменение содержания и процедуры итоговой государственной аттестации через разработку и внедрение системы независимой оценки качества подготовки педагогов посредством включения работодателей в данный процесс и использования потенциала реальной образовательной среды.

2.1.1.3. Внедрение системы подготовки по индивидуальным образовательным траекториям в бакалавриате.

Это позволит модернизировать перечень дисциплин по выбору, используя опыт университетов-партнеров (Оксфорда, Глазго, Дублина, Дрездена, Гиссена и др.

 

Результатом образовательного процесса по индивидуальным образовательным траекториям будут:

  • более ранний выбор студентом направления тематики НИР и вовлечение его в научный процесс;
  • закрепление студента за научным руководителем (сотрудником кафедры, OpenLab и др.);
  • включение в содержание учебных планов дисциплин по выбору и факультативных дисциплин, отражающих различные вариативные траектории получения педагогического образования на уровне бакалариата, учитывающих исходный уровень подготовки и практический опыт обучающихся;
  • формирование пакета программ дисциплин по выбору студентом совместно с научным руководителем;
  • усиление рефлексивной подготовки студентов за счет разработки и использования пакета рефлексивных кейсов.

2.1.1.3. Создание центра превосходства по математическому образованию

В связи с созданием центра превосходства по математике предлагается:

  1. Развитие школьной математики:

консолидация групп, занимающихся олимпиадным движением и олимпиадной подготовкой школьников, их переориентация на поступление сильных выпускников в КФУ; усиленная профориентационная работа со школьниками, включая работу с учениками сельских школ с учетом языковой специфики; реанимация специализированного сайта, размещение на нем подробного адаптированного информационного материала о специализациях КФУ и студенческой жизни университета.

  1. Совершенствование работы со студентами:

реанимация кружковой работы со студентами (принцип «кафедра – кружок»), возрождение регулярной работы кафедральных семинаров с обязательным участием студентов старших курсов, форсированное развитие НИРС, финансирование участия студентов, работы которых были заслушаны на кафедральных семинарах,  в работе международных и общероссийских молодежных конференций, финансирование работы тьютеров по подготовке студенческой олимпиадной команды.

  1. Развитие математики высшего уровня:

финансирование привлечения отечественных и зарубежных математиков высокого уровня с целью развития актуальных направлений математики, не представленных в казанской математической школе в настоящее время; финансовая поддержка международного научного обмена (оплата выступлений с устным докладом на высокорейтинговых международных конференциях, оплата зарубежных стажировок); создание центра по изданию  математической литературы, включая службу по подготовке и сопровождению зарубежных публикаций (включая монографии).

2.1.1.4. Модернизация программ с ориентацией на международный рынок: программы подготовки бакалавров «Психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов-мусульман», «Обучение русскому языку детей-инофонов», программа дополнительного профессионального образования «Практическая психология в образовании. Миграционные процессы в системе образования».

2.1.1.5. Создание программы двойных дипломов:

Программа подготовки магистров по направлению «Обучение иностранным языкам в поликультурном пространстве: инновационные подходы и технологии» (САФУ, НГУ, ОГПУ);

Программа подготовки магистров «Обучение иностранным языкам в поликультурном пространстве: инновационные подходы и технологии» (САФУ, НГУ, ОГПУ);

Программа подготовки бакалавров «Педагогическое образование. Иностранный (французский) язык (Университет Париж-3 Новая Сорбонна).

2.1.1.6. Обновление, модернизация и международная аккредитация программ магистратуры, ориентированных как на российских работодателей, так и на международный академический рынок.

Запросы российских потребителей – педагоги-предметники естественно-математического направления, психологи для работы в мультикультурной образовательной среде.

В рамках проекта будут реализованы следующие направления деятельности:

  • минимизация разрыва между содержанием, технологиями и образовательными результатами программ подготовки педагогов, разработанных на основе действующих ФГОС ВО и требованиями к компетенциям выпускников, предъявляемыми профессиональным стандартом педагога;
  • включение в содержание учебных планов дисциплин по выбору и факультативных дисциплин, отражающих различные вариативные траектории получения педагогического образования на уровне магистратуры, учитывающих исходный уровень подготовки и практический опыт обучающихся;
  • усиление практической подготовки за счет включения студентов в реальный образовательный процесс через «школьно-университетское партнерство»;
  • разработка и внедрение вариативных траекторий прохождения практики с учетом  исходного уровня подготовки, образовательных потребностей и практического опыта обучающихся;
  • разработка системы независимой оценки качества подготовки педагогов;
  • разработка целенаправленной системы профориентационной работы по формированию, поддержанию и развитию у обучающихся устойчивой мотивации к педагогической деятельности с учетом конструктивного зарубежного опыта по данной проблеме.

На международный академический рынок ориентированы магистерские программs, реализуемые на английском языке «Педагогическая психология», «Образования детей мусульман-мигрантов», которые в 2017 году пройдут международную аккредитацию.

2.1.1.7. Модернизация аспирантуры путем внедрения программ двойных дипломов и программ аспирантуры на английском языке с зарубежными университетами-партнерами: «Образовательные технологии».

2.1.1.8. Внедрение дистанционного образования путем внедрения курса на английском языке «Практическая социальная психология»

2.1.1.9. Внедрение новых форм интерактивного образования. Разработанный в рамках реализации программы повышения конкурентоспособности КФУ инновационный комплекс мультимедийных образовательных ресурсов по физики «Учебная среда 21+» будет внедрен во все образовательные программы, предусматривающие изучение курса физики, а сама методология создания подобных комплексов будет расширена на такие предмету как химия, биология, история и др.

2.1.2. Дополнительные образовательные программы для переподготовки педагогов

Университет имеет уникальную систему сопровождения профессиональной карьеры учителя, включающей не только первичную подготовку, но и систему повышения квалификации учителей. Опыт реализации более 120 образовательных программ повышения квалификации, по всему предметному спектру, который реализуется в российской общеобразовательной школе. Стабильный ежегодный региональный заказ (более 50 млн.рублей) на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования является показателем востребованности данных работ и выступает одним из направлений софинансирования реализации заявленного проекта.