Развитие исследовательской деятельности

  • Русский

Планы по развитию научно-исследовательской деятельности

Перечень приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности/значимых инженерно-технических проектов CAE

В процессе образования Казанского федерального университета в 2010 году путём изменения типа существующего государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина» к нему последовательно были присоединены Татарский гуманитарно-педагогический университет и Елабужский педагогический институт. Одним из механизмов реализации дорожной карты программы повышения конкурентоспособности КФУ, принятой в 2013 году, было выделение четырех приоритетных направления развития (http://kpfu.ru/prioritetnye-napravleniya). В рамках приоритетных направлений были созданы научные start up лаборатории, или OpenLab’s. Для создания лаборатории любой ученый, работающий как в России, так и за рубежом, мог подать в виде заявки на грант свой научный проект в рамках конкретного приоритетного направления, с обязательным указанием, какие новые научные и образовательные компетенции будут привнесены в КФУ и как это будет способствовать повышению конкурентоспособности вуза. Однако в рамках социогуманитарных наук приоритетного направления выбрано не было. В то же время очевидно, что результат успешного выполнения программы повышения конкурентоспособности КФУ существенным образом зависит от уровня вовлеченности НПР университета. Формирование САЕ гуманитарного направления позволит кардинальным образом повысить степень участия НПР КФУ в достижении показателей Дорожной карты и существенно улучшить позиции университета в международных рейтингах.

Целью создания и развития САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т» являются разработка концепции рефлексивного и исследовательски-ориентированного педагогического образования, проектирование и реализация новой структурно-функциональной модели подготовки педагога в классическом университете.

Актуальность создания САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т» обусловлена современными глобальными экономическими и социальными вызовами. Вузы должны стать катализаторами экономического роста, основанными на инновациях, центрами общественной и культурной жизни региона, ведущими подготовку квалифицированных педагогов, инженеров, физиков и др., связующим звеном между обществом, государством и бизнесом. Специалисты-выпускники должны быть способны реализовать устойчивое динамическое развитие экономики, прорывное развитие различных областей практики на основе высоких наукоемких технологий.

Процесс глобализации как мировой тенденции развития современного мира приводит к активным взаимодействиям, интегрированию национальных сообществ и регионов, стиранию границ между традиционными культурами, религиями. Многие страны, в том числе и Россия, сталкиваются с проблемой обучения представителей разных конфессий и этнических меньшинств. Рост количества таких обучающихся связан с активизацией миграционных процессов в современном мире. Данная проблема требует подготовки педагога нового типа – мультикультурного педагога. В контексте развития идей глобализма актуализируется и проблема усвоения иностранных языков. Нахождение общего языка выступает необходимым условием взаимопонимания людей. В этой связи важным представляется билингвальная модель подготовки педагога, предполагающая, в том числе, его языковую мобильность.

Появление новых тенденций в развитии общества вывело проблему развития способностей и талантов обучающихся в число основных. Именно талантливый человек способен к генерации идей, неординарному решению проблемы, интуитивному прогнозированию трендов развития общества. Стратегия выявления и управления талантами подразумевает разработку индивидуального карьерного трека на всех уровнях образования (уникальный комплекс знаний и навыков, которые необходимо получить на пути к желаемой профессии).

Научно-исследовательская деятельность в рамках САЕ предполагает реализацию основных взаимосвязанных научно-образовательных направлений:

  • формирование в условиях двухфазного последовательного университетского образования педагогов-практиков с высоким интеллектуальным потенциалом, развитыми исследовательскими и рефлексивными компетенциями;
  • разработка организационных механизмов и реализация содержательного и технологического обновления рефлексивной, практико-ориентированной подготовки педагога в классическом университете.