Основные направления и результаты

  • Русский

Краткая справка о наиболее значимых достижениях САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т» («Учитель XXI века»)

В процессе реализации задач САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т» была разработана новая концепция подготовки учителей. Трансформирующееся общество, меняющийся человек, новые знания и технологии сделали эту проблему актуальной практически для всех стран мира. Как следствие, исследования в этой области, приобрели межнациональный характер, повысив при этом значимость национальных и региональных научных школ в целях изучения и адаптации лучших локальных практик.

Географическая специфика региона, где расположен университет – на стыке Европы и Азии, мусульманского и христианского миров, позволила разработать собственную этнокультурную и межрелигиозную модель образования, основанную на сохранении идентичности малых народов в условиях многонационального государства. В КФУ сформирована уникальная система национального (татарского) образования, учитывающая возможности современных технологий – Онлайн-школа «Ана теле», функционирующая на платформе EnglishLife (компания «Edication First»). Онлайн-школа «Ана теле» – дистанционная образовательная программа для всех желающих изучить татарский язык, на котором в мире говорит свыше 7 млн. человек.  Доступ для обучения возможен 24 часа в сутки из любой точки нашей планеты. В международном аспекте этот опыт достаточно просто может быть применим не только в отношении многочисленных малых народов России (мордвы, чувашей, удмуртов и др.), но и в различных странах мира в целях сохранения исчезающих этносов.

КФУ реализовал проекты по изучению татарского и русского языков и культуры в ряде стран, например в Чехии, Казахстане, Кыргызтане и др. Университет продолжил традиции российского востоковедения, зародившегося в Казани в начале XIX в., распространяя на международной арене региональный опыт позитивного многовекового взаимодействия представителей различных конфессий, в частности адаптации мусульман-мигрантов в традиционное сообщество.

За счет ресурсов САЕ сформирована оригинальная лабораторная инфраструктура образовательного процесса, состоящая из комплекса классов по различным предметам (физика, химия и др.) со всеми видами учебного оборудования, используемых в современной школе. КФУ стал центром регионального сетевого школьно-университетского партнёрства, когда учащиеся даже самых отдаленных районов могут наблюдать научные эксперименты в онлайн-лабораториях институтов физики, химии, биологии и др.

Изучение передового мирового опыта и собственные новации ученых КФУ в подготовке учителей стимулировали рост международной научной кооперации, проявившейся в 2016 г. в

– участии в 20 международных сопоставительных исследованиях в области образования с ведущими университетами мира. Например, в исследовании «Learning to Teach: Building Global Research Capacity for Evidence-Based Decision Making» (Обучение обучению: Создание глобального исследовательского потенциала для научно обоснованного принятия решений) вместе с Казанским федеральным университетом принимают участие ученые Университета Оксфорда (Великобритания), Бат Спа Университета (Великобритания), Университета штата Мичиган, Университета штата Пенсильвания и  Университета штата Аризона (США), Университета Лимерика (Ирландия), Университета Нью Кастла и Университета Монаш (Австралия), Колледжа образования, технологии и искусств (Израиль). Результаты этого сетевого исследования уже докладывались на крупнейшей международной конференции AERA 2016 г. (Американская ассоциация исследований в области образования). Готовится к выпуску коллективная монография, которая будет опубликована издательством Оксфордского университета;

– признании высокого уровня и научной новизны исследований ученых КФУ в области повышения качестве подготовки учителей, результатом которого стал отбор наших материалов  на самые авторитетные международные конференции в области образования – ICSEI (Глазго, январь), AERA (Вашингтон, апрель),  ECER (Дублин, август), BERA (Лидс, сентябрь) и др.;

– включении ученых КФУ в проекты реформирования подготовки учителей в Германии в качестве партнёров Технического университета Дрездена и университета Гиссена, получивших грантовую поддержку правительства;

– повышении публикационной активности, показателей цитирования и международной коллаборации исследователей университета в области образования, что отразилось в 77 позиции в мире по количеству публикаций (education) при уровне коллаборации – 20,1 %, показателя цитирования каждой публикации только за 2016 г. – 0,4 (исключая самоцитирование). Более 50 % ученых, задействованных в САЕ имеют индивидуальный h-index более 2 единиц.

– росте международной репутации научных мероприятий КФУ, среди которых наиболее значимым в сфере образования является –  ежегодный Международный форум по педагогическому образованию (ifte.kpfu.ru). С докладами на нём в 2016 г. выступили известные ученые в области подготовки учителей из 22 стран мира, в т.ч. университетов Оксфорда, Глазго, Дублина, Штата Мичиган, Техаса, Порту, Софии, Марбурга, Гиссена, Дрездена и др. Как следствие, КФУ получил предложения на проведение конференции признанных международных организаций ISATT (2019 г.) и ICSEI (2020 г.);

– понимании широкой научной перспективы включения российского эмпирического материала в международные исследования, что привело к созданию исследовательских групп в рамках САЕ во главе ведущими зарубежными учеными в различных областях, среди которых:  Иэн Джеймс Ментер (Почетный профессор Оксфордского университета, в прошлом Президент Британской ассоциации исследований в образовании, главный редактор журнала «Review of Education», h-index – 11), Дина Бирман (Профессор университета Майами, главный редактор журнала «International Journal of Intercultural Relations», h-index – 16), Рудольф Гримм (Профессор университета Инсбрука, ведущий мировой специалист в области физического образования, h-index – 49)  и др.

– форматировании публикационных традиций в контексте международных стандартов. С этой целью,  2016 году изменен фокус целей журнала КФУ «Образование и саморазвитие» с ориентацией как на российских, так и на зарубежных авторов и читателей. Этот процесс предполагает повышение качества статей, привлечение большего числа международных авторов, повышение качества и «прозрачности» рецензирования. Данный проект предусматривает, в том числе и техническое усовершенствование журнала. Начал работать новый сайт журнала на русском и английском языках (http://en.eandsdjournal.org/), который включает специализированный модуль для представления статей в журнал в режиме онлайн (Open Journals System) (http://ojs2x.com/index.php/esd/about). Главным редактором журнала является профессор Николас Джон Рашби, в прошлом более 20 лет руководивший журналом «British Journal of Educational Technology».