Образование

  • Русский

В Казанском федеральном университете более 15% студентов вовлечены в инженерные специальности:

4

Это дает мощную ресурсную базу для развития проекта. Однако модернизация существующих программ – это не вся суть проекта. Ситуация с инженерным образованием такова, что существует известный разрыв между быстроменяющимся характером современной инженерии и консервативных характером инженерного образования.

Для устранения данного разрыва должен произойти пересмотр ключевых элементов инженерного образования, должна произойти опытная проверка современных моделей инженерного образования для выработки эффективных образовательных программ.

Участие сотрудников проекта в ключевых мероприятиях позволяет решить поставленные задачи.

28 марта 2016 года проведен попечительский совет по инженерному образованию в КФУ, где присутствовал президент Республики Татарстан Р.Н.Минниханов, которому была презентована концепция развития инженерного образования в КФУ, где  была предложена модель инженерного образования, основанная на трансдисциплинарных курсах и механизме инженерных задач как базового элемента образовательной программы.

http://kpfu.ru/news/sostoyalsya-popechitelskij-sovet-kazanskogo-227042.html

В сентябре 2016 года в ВШ ИТИС начала работу лаборатория «РобИО – робототехническое инженерное образование», которую возглавил профессор Евгений Магид (PhD, h-index 6), имеющий опыт образовательной и исследовательской деятельности в области робототехники в ведущих университетах Израиля, Японии, США и Великобритании. С сентября 2016 профессор Магид возглавил кафедру Интеллектуальной робототехники ВШ ИТИС КФУ.

ris-1

В 2017/2018 учебном году планируется открытие магистерской программы «Интеллектуальная робототехника». Лаборатория разрабатывает новую образовательную программу подготовки элитных специалистов-робототехников в рамках робототехнического инженерного образования. Решение об открытии такой программы в КФУ обусловлено усиливающимися противоречиями между прежней системой подготовки и новыми требованиями работодателей в области робототехники на фоне резкого роста конкуренции на мировом рынке инженерного труда и инженерных решений.

Программа магистратуры по робототехнике в КФУ призвана стать первой в России полноценной и доступной программой на основе опыта передовых международных ВУЗов с концентрацией подготовки на направлениях разработки алгоритмов и программного обеспечения для систем управления робототехнических комплексов и систем. Как один из ведущих российских ВУЗов с устоявшейся репутацией в международном сообществе, КФУ способен обеспечить создание и функционирование такой программы через оснащение научно-исследовательских лабораторий ИТИС современным оборудованием привлечение лучших российских и международных специалистов.

В процессе обучения студенты овладеют не только профессиональными знаниями в области робототехники, но также научатся системно и самостоятельно мыслить, работать в команде, генерировать и аргументированно презентовать инновационные идеи. Студенты будут прикреплены к научным лабораториям кафедры робототехники ИТИС, где смогут принять участие в реальных научных и прикладных робототехнических проектах, получить практические знания от опытных наставников и сделать свои первые шаги в науке. Дополнительные возможности получения двойных дипломов, прохождения летней практики в ведущих российских и зарубежных компаниях и ВУЗах-партнерах помогут студентам получить такие необходимые навыки как интернационализация, опыт работы в международных коллективах, практико-ориентированный подход к постановке и решению прикладных задач, а также существенно расширят кругозор выпускников.

Ввиду прогнозируемого экспоненциального роста отраслей, требующих знаний в области робототехники, кадровый голод на российском рынке будет продолжаться не менее 25 лет. Таким образом, наши выпускники получат образование по востребованной специальности и станут пионерами в активном развитии робототехники в России.

Другим образовательным проектом лаборатории является проект модернизации существующих программ инженерного образования в новой парадигме.

19 мая 2016 года в Москве в Московской школе управления «Сколково» состоялась защита проекта новой модели инженерного образования, подготовленная в рабочей группе из 9 молодых специалистов из вузов группы 5-100 в рамках программы переподготовки «Лидеры изменений для глобальных университетов», среди которых были 2 сотрудника КФУ – г.н.с., профессор ИФМиИБ Ризванов А.А. и руководитель образовательной программы Высшей школы ИТИС Абрамский М.М.

На защите присутствовали министр образования и науки РФ Ливанов Д.Ф., зам.министра образования и науки РФ Климов А.А., первый ректор МШУ Сколково, советник министра образования и науки Р.Ф. Волков А.Е.

В рамках проекта была сформулирована идея модели инженерных компетенций, основанная на схеме инженерного мышления, был выработан механизм образовательных инженерных задач, а также был предложен механизм «атомов» – модулей курсов, решающий проблему избыточного материала в рамках дисциплин.

Пилотная реализация проекта начата в Высшей школе ИТИС КФУ на направления подготовки «Прикладная информатика» и «Программная инженерия» с 2016/2017 уч.года, в дальнейшем планируется масштабировать данный опыт на целый ряд институтов КФУ.

Также планируется открытие модульной программы «Инженерное мышление», направленной на выпуск специалистов с широким набором профессиональных и личных компетенций, способных к творческому решению инженерных задач, а также организационной деятельности на ключевых позициях современных технологических компаний. В работе программы будут принимать участие Высшая школа ИТИС, Институт Физики, Инженерный институт. Планируется сотрудничество с институтом ISMANS (Лион, Франция), в частности с профессором Аланом Ле Миоте, крупнейшим специалистом в области инженерного образования (h-index 18).