История педагогического образования в Казанском университете

  • Русский
  • English

1804 – основание по Указу Императора Александра I Казанского императорского университета и начало подготовки учительских кадров. Обучение длилось 3 года, на учебы принимались выпускники, успешно освоившие полный университетский курс

1812 – официальное открытие Педагогического института в составе Казанского императорского университета. Первым директором института был утвержден профессор, писатель, поэт, педагог и историк Ф.К. Броннер. Уже через 3 года после своего открытия Институт удовлетворял потребность в подготовке учителей высшей квалификации для гимназий и уездных училищ Поволжья, Кавказа, Урала, Сибири, а также ряда губерний центра Российской империи

1835 – принятие нового устава Университета. Отныне слушателями Педагогического института могли быть студенты университета III и IV курсов. Занятия стали проводится систематически 2 раза в неделю

1840 – открытие при Педагогическом институте отделения классической филологии

1850 – открытие кафедры педагогики в Казанском императорском университете. Образовательные программы предусматривали изучение студентами на I и II курсах психологии и логики, на III – педагогики, на IV – дидактики

1858 – закрытие Педагогического института в Казанском императорском университете, открытие двухгодичных педагогических курсов

1863 – принятие нового устава Университета. Закрытие кафедры педагогики

1870 – начало реализации программ повышения квалификации учительских кадров

1876 – открытие в г. Казани по Указу Императора Александра II самостоятельного Учительского института третьего в России после Санкт-Петербургского и Московского, первым директором института назначен Е.И. Парамонов. В этом же году состоялось открытие высших женских курсов.

1879 – введение специализаций на высших женских курсах: физико-математическая и историко-филологическая

1886 – временное закрытие Казанских высших женских курсов

1870-1890 – развитие практики подготовки преподавателей в Казанском университете в учительских семинариях при историко-филологическом и физико-математическом факультетах

1900 – создание Педагогического общества при Казанском университете

1904 – вновь открытие кафедры педагогики в Казанском университете «в связи с необходимостью систематической педагогической подготовки студентов»

1907 – учреждение в Казанском университете Педагогического кружка, основными целями которого были разработка теоретических и практических вопросов педагогики и содействие подготовке членов кружка к предстоящей педагогической деятельности

1918 – преобразование Учительского института в Казанский педагогический институт

1919 – в Казанский педагогический институт включается часть преподавательского состава и часть студенчества историко-филологического факультета и физико-математического факультета

Казанского государственного университета, Казанских высших женских курсов, Казанской учительской семинарии, Казанской земской школы для образования народных учительниц, а само учебное заведение переименовывается в Высший институт народного образования

1921 – возвращается прежнее название – Казанский педагогический институт

1929 – Казанский педагогический институт преобразуется в Восточно-педагогический институт путём слияния с Восточной академией и факультетом общественных наук Казанского государственного университета

1931 – переименовывается в Татарский педагогический институт

1934 – переименовывается в Казанский государственный педагогический институт

1994 – Казанский государственный педагогический институт получает статус университета и, соответственно, получает название Казанский государственный педагогический университет (КГПУ)

2005 – на базе КГПУ создается Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет (ТГГПУ) путём присоединения двух региональных вузов — Татарско-американского регионального института и Татарского государственного гуманитарного института 2009 – принятие решения о включении ТГГПУ и Елабужского государственного педагогического института (ЕГПУ) в состав Казанского (Приволжского) федерального университета

2015 – проведение первого Международного форума по педагогическому образованию (IFTE)

2016 – определение педагогического образования в качестве приоритетного направления развития (стратегической академической единицы) Казанского федерального университета

2017 – вхождение Казанского федерального университета в предметный рейтинг QS в области «Образование» в число 250 лучших университетов мира