1804 – основание по Указу Императора Александра I Казанского императорского университета и начало подготовки учительских кадров. Обучение длилось 3 года, на учебы принимались выпускники, успешно освоившие полный университетский курс
1812 – официальное открытие Педагогического института в составе Казанского императорского университета. Первым директором института был утвержден профессор, писатель, поэт, педагог и историк Ф.К. Броннер. Уже через 3 года после своего открытия Институт удовлетворял потребность в подготовке учителей высшей квалификации для гимназий и уездных училищ Поволжья, Кавказа, Урала, Сибири, а также ряда губерний центра Российской империи
1835 – принятие нового устава Университета. Отныне слушателями Педагогического института могли быть студенты университета III и IV курсов. Занятия стали проводится систематически 2 раза в неделю
1840 – открытие при Педагогическом институте отделения классической филологии
1850 – открытие кафедры педагогики в Казанском императорском университете. Образовательные программы предусматривали изучение студентами на I и II курсах психологии и логики, на III – педагогики, на IV – дидактики
1858 – закрытие Педагогического института в Казанском императорском университете, открытие двухгодичных педагогических курсов
1863 – принятие нового устава Университета. Закрытие кафедры педагогики
1870 – начало реализации программ повышения квалификации учительских кадров
1876 – открытие в г. Казани по Указу Императора Александра II самостоятельного Учительского института третьего в России после Санкт-Петербургского и Московского, первым директором института назначен Е.И. Парамонов. В этом же году состоялось открытие высших женских курсов.
1879 – введение специализаций на высших женских курсах: физико-математическая и историко-филологическая
1886 – временное закрытие Казанских высших женских курсов
1870-1890 – развитие практики подготовки преподавателей в Казанском университете в учительских семинариях при историко-филологическом и физико-математическом факультетах
1900 – создание Педагогического общества при Казанском университете
1904 – вновь открытие кафедры педагогики в Казанском университете «в связи с необходимостью систематической педагогической подготовки студентов»
1907 – учреждение в Казанском университете Педагогического кружка, основными целями которого были разработка теоретических и практических вопросов педагогики и содействие подготовке членов кружка к предстоящей педагогической деятельности
1918 – преобразование Учительского института в Казанский педагогический институт
1919 – в Казанский педагогический институт включается часть преподавательского состава и часть студенчества историко-филологического факультета и физико-математического факультета
Казанского государственного университета, Казанских высших женских курсов, Казанской учительской семинарии, Казанской земской школы для образования народных учительниц, а само учебное заведение переименовывается в Высший институт народного образования
1921 – возвращается прежнее название – Казанский педагогический институт
1929 – Казанский педагогический институт преобразуется в Восточно-педагогический институт путём слияния с Восточной академией и факультетом общественных наук Казанского государственного университета
1931 – переименовывается в Татарский педагогический институт
1934 – переименовывается в Казанский государственный педагогический институт
1994 – Казанский государственный педагогический институт получает статус университета и, соответственно, получает название Казанский государственный педагогический университет (КГПУ)
2005 – на базе КГПУ создается Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет (ТГГПУ) путём присоединения двух региональных вузов — Татарско-американского регионального института и Татарского государственного гуманитарного института 2009 – принятие решения о включении ТГГПУ и Елабужского государственного педагогического института (ЕГПУ) в состав Казанского (Приволжского) федерального университета
2015 – проведение первого Международного форума по педагогическому образованию (IFTE)
2016 – определение педагогического образования в качестве приоритетного направления развития (стратегической академической единицы) Казанского федерального университета
2017 – вхождение Казанского федерального университета в предметный рейтинг QS в области «Образование» в число 250 лучших университетов мира