«Новые образовательные технологии: развитие компетенций для неопределенного будущего»

  • Русский
  • English

Направление:

«Новые образовательные технологии: развитие компетенций для неопределенного будущего»

 

Методологические и дидактические основы профессионального и высшего образования.

Профессор кафедры педагогики высшей школы, член-корр. РАО, д.п.н., проф., Заслуженный деятель науки РФ и РТ, Лауреат Государственной премии Российской Федерации  Гасангусейн Ибрагимов руководит группой исследований в рамках научной школы «Методологические и дидактические основы профессионального и высшего образования». В ходе исследований теоретически обоснованы и разработаны: оригинальная историко-дидактическая концепция и теория развития форм организации обучения; технология концентрированного обучения как нового направления в теории профессионального и высшего образования; теория качества образования в профессиональной школе; история и теория развития лекции в высшей школе; проблемы реализации компетентностного подхода в системе высшего образования. В рамках научной школы: опубликовано 38 монографий, свыше 100 статей в журналах, рекомендованных ВАК; подготовлено 6 докторов педагогических наук и 40 кандидатов педагогических наук.

Результаты исследований были представлены на международных конференциях Международного форума по педагогическому образованию IFTE в 2017 и 2018 году.

 

 

Динамическая оптимизация информационной подготовки и вопросы динамической информационно-интеллектуальной среды профессионального образования.

Профессор кафедры педагогики высшей школы Галия Кирилова руководит исследованиями в рамках научной школы по разработке методологических основ оптимизации информационной подготовки студентов и вопросов создания и развития динамической информационно-интеллектуальной среды профессионального образования.

В ходе исследований разработаны инновационные формы и методы оптимизации содержания информационно-компьютерной подготовки в средней профессиональной школе; вопросы проектирования системы контроля в электронном обучении; системы творческих заданий для формирования компьютерной грамотности учащихся; автоматизированные системы управления средним профессиональным учебным заведением по прогнозируемому конечному результату; системы комплексной информатизации учреждений общего среднего и среднего профессионального образования в городском социуме; методические материалы конкурса компьютерного творчества учащейся молодёжи и формирования исследовательских умений в процессе освоения информационных технологий; научно-методическое обеспечение самостоятельной работы по информационно-ориентированным специальностям; методы контроля и самоконтроля при выполнении студентами технических расчетов в интерактивной среде; модели использования дистанционных технологий, обеспечивающих качественную подготовку магистров в России и Иране и др.

Результаты исследований были представлены на  международных конференциях в рамках Международного форума по педагогическому образованию IFTE в 2017 и 2018 году.

 

Концепция и технология субъектно-ориентированного интерактивного обучения студентов на диагностической основе

Доцент кафедры педагогики высшей школы Инна Голованова  занимается разработкой научно-исследовательской проблемы «Концепция и технология субъектно-ориентированного интерактивного обучения студентов на диагностической основе», которая направлена на определение организационно-педагогических условий реализации концепции и технологии субъектно-ориентированного интерактивного обучения студентов. В рамках исследования спроектирован интерактивный конструкт, основанный на комбинировании и вариативности форм обучения в зависимости от целей образовательной деятельности и разработана диагностическая система с использованием индикаторов субъект-субъектного взаимодействия. Такая диагностическая система позволяет, на наш взгляд, оценить эффективность проведения интерактивного занятия, наметить пути для дальнейшего его совершенствования.  Диагностика основана на оценке компетенций преподавателя с точки зрения достижения на занятии диагностируемых целей обучения, особенностей межличностного взаимодействия, повышение интереса к занятию. Оценка выделенных компетенций при наблюдении реального поведения в профессиональной деятельности (на занятии) осуществлялась на основе разработанных индикаторов и критериев для оценки эффективности лекционного и практического занятий.

Результаты исследований были представлены в рамках Международной научно-практической конференций Internationalisierung der Bildungswissenschaften in der Lehrerbildung (Дрезден TU Dresden, ZLSB, 2017), Международной научно-образовательной конференции “InterBiLd’ Internationalisierung der Bildungswissenschaften in der Lehrerbildung (Дрезден TU Dresden, ZLSB, 2017)  и  Международного форума по педагогическому образованию IFTE в 2017 и 2018 году.

Развитие компетенций у студентов педагогического направления подготовки

Доценты кафедры педагогики высшей школы Елена Асафова и Оксана Вашетина  занимаются разработкой научно-исследовательской проблемы формирования профессиональных компетенций у студентов, развития парциальной готовности студентов к педагогической деятельности в процессе обучения в педагогической магистратуре. В рамках исследования произведен сравнительный анализ образовательных программ профессиональной подготовки педагогов в Казанском федеральном университете и Университете им. Ю. Либиха (Гиссен, Германия), определен уровень парциальной готовности к педагогической деятельности будущих педагогов в условиях педагогической магистратуры.

Результаты исследований были представлены в рамках  Международного форума по педагогическому образованию IFTE-2018. В 2019 году в рамках Международного форума по педагогическому образованию IFTE-2019, а также на Юбилейной международной конференции, посвященной 30-летию сотрудничества КФУ и Университета им. Ю. Либиха  будут представлены результаты анализа факторов и барьеров формирования готовности студентов к педагогической деятельности.