Разработка и апробация комплексной трансляционной модели подготовки педагогов в университете

  • Русский

Разработка и апробация комплексной трансляционной модели подготовки педагогов в университете

Разработка и апробация содержания комплексной подготовки педагогов в классическом университете проводится в рамках САЕ (стратегической академической единицы). В настоящее время в классических университетах России подготовка бакалавров математики, физики, химии, биологии, обществознания и др. недостаточно связана с подготовкой учителя-предметника. Выпускники бакалавриата, с одной стороны, не всегда востребованы в научной или производственной сферах, а с другой стороны, нужны в школе, но не готовы к работе в ней. Сложившиеся традиции и стереотипы подготовки бакалавров в классических университетах нуждаются в радикальной модернизации (трансформации, интеграции, персонификации): в этих стереотипах до сих пор отсутствует свобода выбора образовательных траекторий, нет личностной и практической направленности.

В настоящее время очевидными стали необходимость разработки новых образовательных стандартов педагогического образования, новых (вариативных) моделей подготовки и профессиональной переподготовки студентов бакалавриата, магистратуры, а также выпускников бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры с целью формирования у них компетенций учителя-предметника, учителя-исследователя, учителя-новатора. Новый учитель – учитель XXI века – должен быть мобильным (постоянно меняющимся, трансформирующимся), он должен уметь работать в трансформирующемся мире, с трансформирующимся ребенком, в трансформирующейся школе.

Разрабатываемая в настоящее время в Казанском федеральном университете новая модель педагогического образования учитывает международный опыт подготовки учителей в Великобритании, Голландии, Германии, США, поддержана международной ассоциацией педагогов (Международный форум по педагогическому образованию, Казань, КФУ, 2016), экспертами университетов Оксфорда, Глазго, Дублина и др.

В концептуальном плане модель педагогического образования в Казанском федеральном университете:

— осуществляет субъектный подход к построению непрерывного образования, к выбору образовательных траекторий подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки студентов бакалавриата, магистратуры, а также выпускников бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры;

— строится на основе междисциплинарного исследования проблем детства, особенностей взросления ребенка, семейного воспитания, педагогического воздействия, взаимодействия, сотрудничества с учетом современных культурных, мультикультурных (поликультурных) условий;

— предполагает психолого-педагогический мониторинг готовности абитуриентов к выбору педагогической профессии, готовности студентов к работе педагогами в образовательных организациях, стремления педагогов к непрерывному образованию, самообразованию и самостоятельной творческой деятельности;

— персонифицирует траектории педагогического образования (вариативные, распределенные, интегративные и др.) в рамках основной (предметной) подготовки, специализированной (традиционной) подготовки, дополнительного образования (профессиональной переподготовки), магистратуры, интернатуры, аспирантуры;

— реализует педагогическую систему формирования у будущего педагога лидерских качеств, профессиональных качеств, способствующих развитию у него конкурентоспособности, мобильности, активизирующих стремление к самообразованию, самостоятельности, самодеятельности, стремление к научной и инновационной деятельности;

— осуществляет преемственную связь между всеми звеньями педагогического образования: от профильной педагогической подготовки в гимназиях и педагогических колледжей до бакалавриата, магистратуры, профессиональной переподготовки, интернатуры и аспирантуры;

— выполняет национально-культурную миссию, предполагающую учет мультикультурных и поликультурных условий развития образования в России и в различных странах мира.

Довузовская подготовка

IT- лицей http://kpfu.ru/it-liceum

лицей им. Лобачевского http://kpfu.ru/liceum

Бакалавриат

Образовательная деятельность студентов реализуется по следующим направлениям подготовки:

44.03.01 Педагогическое образование;

44.03.02 Психолого-педагогическое образование;

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Магистратура

В новой структуре педагогическая магистратура выступает системообразующим центром и предполагает координацию, взаимодействие со всеми профильными институтами (факультетами) КФУ, IT-лицеем, лицеем им. Лобачевского, Приволжским межрегиональным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Программы подготовки в КФУ координируются Министерством образования и науки РТ (через целевой заказ).

Рис.12 к вкладке Магистратура (1)

Магистерские программы по направлению  подготовки «Педагогическое образование» направлены на формирование и развитие у магистрантов  углубленных специальных знаний инновационного характера, комплекса компетенций, практического опыта, необходимых для проектирования и реализации образовательного процесса на высоком профессиональном уровне в соответствии с ФГОС ВО и профессиональным стандартом педагога в контексте современных тенденций  модернизации образования, осуществления профессионального самообразования, личностного роста и построения профессиональной карьеры.

Целью магистерских программ является подготовка высококвалифицированных компетентных  педагогических кадров,  готовых на высоком профессиональном уровне осуществлять  педагогическую деятельность  (способных самостоятельно ставить актуальные и перспективные цели образования, определять содержание обучение в  соответствии с ФГОС, использовать современные  технологии, активные и интерактивные формы и методы обучения и воспитания, осуществлять научно-исследовательскую работу  по актуальным проблемам образовательной практики, проектировать  вариативные программы, осуществлять рефлексию и быть ответственным за результаты педагогической деятельности) в соответствии с ФГОС ВО и профессиональным стандартом педагога в контексте современных  тенденций  модернизации  образования.

Международные сопоставительные исследования:

Исследование политики и практики подготовки учителей в США, Великобритании, Корее, Ирландии, Японии, России.

Университет штата Мичиган (США), университет Оксфорда (Великобритания).

Взаимодействие национальных негосударственных организаций с образовательными организациями.

Университет Глазго совместно с российскими университетами-партнёрами.

Этнокультурное образование в постсоветском пространстве.

Университет Глазго совместно с университетами бывших советских республик.

Исследование социально-профессиональных ценностей учителя и изменений в постановке педагогического образования в постсоветском пространстве.

Университетский колледж Дублина совместно с университетами бывших советских республик.

Исследование «Мониторинг качества высшего педагогического образования в университетах России и Германии».

Университет Дрездена (Германия).

Исследование профессиональных стандартов и профессионального развития учителей.

Университет Минью (Португалия), университет Глазго (Великобритания).

Качество подготовки к педагогической деятельности в условиях формального и неформального образования.

Гиссенский университет (Германия).

Исследование образовательной среды раннего детства.

Гётеборгский университет (Швеция).

Непрерывное педагогическое образование в России и Европе.

Гиссенский университет (Германия), Марбургский университет (Германия).

Эволюция и современное состояние педагогического образования в контексте советской модели подготовки учителей (Россия-Китай-Куба).

Пекинский педагогический университет, Гаванский университет информационных наук.

Модернизация педагогического образования.

Технический университет Дрездена (Германия).

Качество педагогического образования.

Софийский университет (Болгария).

Исследование взаимосвязи успешности учения школьников от уровня профессиональной компетентности учителей.

Техасский университет Эль-Пасо (США).

Трансформация подготовки учителей в странах Восточной Европы (1990-2016).

Софийский университет (Болгария), университет Любляны (Словения), Даугавпилсский университет (Латвия), Гиссенский университет (Германия).