О проекте

  • Русский
  • English

Рис.1 к разделу о Проекте

Общее описание

Разработка и апробация содержания комплексной подготовки педагогов в классическом университете проводится в рамках САЕ (стратегической академической единицы). В настоящее время в классических университетах России подготовка бакалавров математики, физики, химии, биологии, обществознания и др. недостаточно связана с подготовкой учителя-предметника. Выпускники бакалавриата, с одной стороны, не всегда востребованы в научной или производственной сферах, а с другой стороны, нужны в школе, но не готовы к работе в ней. Сложившиеся традиции и стереотипы подготовки бакалавров в классических университетах нуждаются в радикальной модернизации (трансформации, интеграции, персонификации): в этих стереотипах до сих пор отсутствует свобода выбора образовательных траекторий, нет личностной и практической направленности.

В настоящее время очевидными стали необходимость разработки новых образовательных стандартов педагогического образования, новых (вариативных) моделей подготовки и профессиональной переподготовки студентов бакалавриата, магистратуры, а также выпускников бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры с целью формирования у них компетенций учителя-предметника, учителя-исследователя, учителя-новатора. Новый учитель – учитель XXI века – должен быть мобильным (постоянно меняющимся, трансформирующимся), он должен уметь работать в трансформирующемся мире, с трансформирующимся ребенком, в трансформирующейся школе.

Разрабатываемая в настоящее время в Казанском федеральном университете новая модель педагогического образования учитывает международный опыт подготовки учителей в Великобритании, Голландии, Германии, США, поддержана международной ассоциацией педагогов (Международный форум по педагогическому образованию, Казань, КФУ, 2016), экспертами университетов Оксфорда, Глазго, Дублина и др.

В концептуальном плане модель педагогического образования в Казанском федеральном университете:

– осуществляет субъектный подход к построению непрерывного образования, к выбору образовательных траекторий подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки студентов бакалавриата, магистратуры, а также выпускников бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры;

– строится на основе междисциплинарного исследования проблем детства, особенностей взросления ребенка, семейного воспитания, педагогического воздействия, взаимодействия, сотрудничества с учетом современных культурных, мультикультурных (поликультурных) условий;

– предполагает психолого-педагогический мониторинг готовности абитуриентов к выбору педагогической профессии, готовности студентов к работе педагогами в образовательных организациях, стремления педагогов к непрерывному образованию, самообразованию и самостоятельной творческой деятельности;

– персонифицирует траектории педагогического образования (вариативные, распределенные, интегративные и др.) в рамках основной (предметной) подготовки, специализированной (традиционной) подготовки, дополнительного образования (профессиональной переподготовки), магистратуры, интернатуры, аспирантуры;

– реализует педагогическую систему формирования у будущего педагога лидерских качеств, профессиональных качеств, способствующих развитию у него конкурентоспособности, мобильности, активизирующих стремление к самообразованию, самостоятельности, самодеятельности, стремление к научной и инновационной деятельности;

– осуществляет преемственную связь между всеми звеньями педагогического образования: от профильной педагогической подготовки в гимназиях и педагогических колледжей до бакалавриата, магистратуры, профессиональной переподготовки, интернатуры и аспирантуры;

– выполняет национально-культурную миссию, предполагающую учет мультикультурных и поликультурных условий развития образования в России и в различных странах мира.

Целями психолого-педагогического сопровождения отбора на учительскую профессию абитуриентов и подготовки учителей в университете являются: реализация субъектно-ориентированного подхода в профессиональном обучении; операционализация индивидуально-дифференцированного подхода в профессиональной подготовке учителя на основе технологизации образовательного процесса; организация обратной связи в процессе обучения и обеспечение психологического сопровождения на всех этапах вхождения в профессию учителя.

Концепция педагогического образования предполагает несколько траекторий (вариативную, распределенную, интегративную и др.), но каждая траектория учитывает реализацию семи модулей:

– психологический модуль «Педагогическая психология как методология обучения, воспитания и развития» включает: психологические основы современного образования, возрастную психологию  и психологию развития, управление конфликтами, менеджмент образовательного учреждения, тренинг: профилактика стрессов и профессионального выгорания  педагогов, психологию и педагогику игры с тренингом по игровому конструированию, основы психологического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, диагностика девиаций и одаренности, технологии коррекции девиантного поведения и поддержки одаренности, психологию взаимодействия в образовательной среде;

– педагогический модуль «Педагогика как теория и искусство образования личности» включает: педагогику как теорию о воспитании, обучении и развитии; инновации в обучении и воспитании; педагогику сотрудничества, основы педагогического мастерства, педагогическую квалиметрию, педагогическую риторику, тренинг креативности педагога, основы педагогической коммуникации, психологию и педагогику игры с тренингом по игровому конструированию, диагностику стиля межличностного общения, практикум межличностного взаимодействия, профессиональный стандарт «Педагог», нормативно-правовую базу учреждения общего образования, нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательных учреждений;

– воспитательный модуль «Воспитание и обучение как единый процесс» предполагает: профессионально-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса, творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса, воспитание, развитие и сопровождение школьников;

– дидактический модуль «Инновационная и практическая деятельность учителя» включает: инновационные процессы в образовании, современные образовательные технологии, практики интерактивного обучения, мониторинг качества образовательного процесса, современные технологии оценивания результатов образовательной деятельности, особенности инноваций в преподавании, технологии развивающего, проблемного и проблемно-развивающего обучения;

– методический модуль «Методическая  компетентность педагога» включает: методику современного урока, проектную деятельность в образовательном учреждении, конструирование образовательной среды, ФГОС общего среднего образования, методику преподавания (предмета), особенности деятельности учителей-предметников в условиях внедрения ФГОС;

– информационный модуль «Цифровая педагогика и геймификация образования» включает: современные средства информационного обеспечения образовательного процесса (плюсы и минусы их использования), технологии дистанционного образования, методику использования интерактивных средств и JT-технологий на урочной и внеурочной работе;

– поликультурный модуль «Поликультурное и национальное образование», образование в поликультурном и полиэтническом обществе, особенности национального образования, типы языковой личности, двуязычия и многоязычия, способы преодоления депрессивного двуязычия и деградации речи и интеллекта, лингводидактические особенности преподавания гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в национальной школе (учет явлений транспозиции и интерференции).

Модули в разных траекториях педагогического образования обеспечивают их вариативность, мобильность на входе в образовательную программу и выходе из нее.

Модернизация содержания и обновление перечня образовательных программ будет осуществляться одновременно с теоретико-методологической и практической разработкой четырех блоков:

Трансформирующийся обучающийся. Исследование обучающегося в контексте происходящих психологических, социально-психологических, психофизиологических изменений его личности под влиянием цивилизационных (исторических), экономических, социальных, информационных, коммуникативных, экологических факторов и социокультурной динамики общества.

Трансформация образования. Исследование трансформирующегося образования, выступающего в качестве социокультурного и интеллектуального катализатора перемен и характеризующегося внедрением многоуровневых образовательных систем, интерактивных и дистанционных образовательных технологий, постепенным усилением естественно-научной компоненты образования в соответствии с запросами и потребностями талантливых обучающихся, экономики будущего и мобильности мира.

Трансформирующийся педагог. Исследование социально-профессионального статуса, профессионально-личностных характеристик и компетенций современного педагога как субъекта образовательного процесса и профессионально-личностного развития, способного успешно действовать в контексте вариативных моделей образования и способного быть инициатором конструктивных инноваций в условиях трансформирующегося образования.

Трансформация педагогического образования. Исследование научных, содержательных, технологических и организационных основ рефлексивного и исследовательски-ориентированного педагогического образования, проектирование и реализация структурно-функциональной модели подготовки педагогов в классическом университете с учетом трансформационных процессов в обществе и в образовании.

[/su_expand]

Ключевые подразделения в составе проекта и их взаимодействие

Рис.2 к вкладке Ключевые подразделения в составе проекта

– Институты кфу http://kpfu.ru/institutes;

Рис.3 к вкладке Ключевые подразделения

– лицей им. Лобачевского http://kpfu.ru/liceum;

Рис.4 к вкладке Ключевые подразделения

– IT- лицей http://kpfu.ru/it-liceum;

Рис.5 к вкладке Ключевые подразделения
 – педагогический колледж  http://kazanpedcollege.ru/;

Рис.6 к вкладке Ключевые подразделения

– гимназии педагогического профиля.

руков2Руководитель (научный консультант):

Иан Ментор, вице-президент Британской Ассоциации исследований в области образования, почетный профессор Оксфордского университета

Рис.8 Соруководитель

Соруководитель:

Валерьян Габдулхаков, профессор, зам. директора по научной деятельности Института психологии и образования КФУ

Рис.9 Координатор проекта

Координатор проекта:

Айдар Калимуллин, профессор, директор Института психологии и образования КФУ

 

Члены рабочей группы

Международные и российские эксперты проекта

Экспертами проекта являются университет Оксфорда (Великобритания), Российская академия образования

Рис. 10 к вкладке Эксперты проекта
Рис.11 к вкладке Эксперты проекта

Потенциал проекта

Все реализованные в 2014-2015 годах проекты модернизации педагогического образования были направлены в основном на совершенствование существующей системы подготовки педагога. Однако в условиях классического университета, объединяющего мощный научный и образовательный потенциал в лице представителей различных областей знаний в рамках единого университета необходим поиск кардинально новой стратегии развития педагогического образования, направленного на взращивание талантов, мобильность и поликультурность мира. Поэтому, наряду с организационной перестройкой, не менее важным является содержательное обновление этого процесса, также требующее особого исследовательского внимания. Анализ и соотнесение российских моделей подготовки педагога с национальными практиками в различных странах мира, прежде всего в Европе, с последующей адаптацией результативных механизмов к конкретной ситуации, предоставляет возможность поиска наиболее результативных путей практического решения этой проблемы. Новизна концепции и проекта Института психологии и образования Казанского федерального университета определяется  технологичностью построения содержания педагогического образования. Технология имеет интегративный, вариативный, модульный, проблемно-ориентированный характер. Учитывает современные мультикультурные (поликультурные) условия. Модульная  структура учебного процесса позволяет представить учебные мероприятия как тематические целостные разделы или блоки, то есть означает  перестройку организации (структуры) обучения. Ориентация на проблемно-ориентированные технологии (от коммуникативного ядра и критического мышления до модульного, проблемного обучения и экспертного семинара) позволяет реализовать содержание дисциплин по педагогической психологии, дидактике, методике преподавания, а также педагогическую практику как практико-ориентированную систему, обеспечивающую формирование профессиональных педагогических компетенций.

При этом качество подготовки будущих педагогов обеспечивается за счет того, что будет создана общедоступная «библиотека» модулей ООП подготовки, в каждом из которых:

– точно формулируются проверяемые образовательные результаты, ориентированные на стандарт педагога;

– описаны формы организации образовательного процесса, обеспечивающие достижение этих результатов;

– разработаны инструменты оценки промежуточного и итогового контроля уровня достижений будущих педагогов.

Проект педагогического образования Института психологии и образования Казанского федерального университета предполагает разработку не только стандартов, учебных планов, модулей и способов организации обучения, но и технологий сопровождения профессиональной подготовки учителя с целью обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к педагогическому образованию, психометрическую проверку оригинальных психодиагностических блоков и программ он-лайн диагностики, координацию работы по апробации технологий на модели профессиональной переподготовки бакалавров по направлению «учитель-предметник».

Цели и задачи

Цель

Разработка новой модели педагогического образования в условиях классического университета, учитывающей происходящие трансформации в общественной, социально-экономической, культурной жизни людей, трансформации педагогической сферы, затрагивающие не только школу, но и субъекты образовательной деятельности – личность учителя и личность ребенка.

Задачи исследования:

  1. Разработать теоретические основы, концепцию педагогического образования в условиях классического университета, стандарт профессиональной переподготовки на учителя-предметника.
  2. Определить принципы построения новой модели педагогического образования, основные траектории его реализации (учебные планы, образовательные программы, модули и т.д.) и апробировать их в реальной практике.
  3. Разработать единую систему педагогического образования, охватывающую все уровни педагогического образования.
  4. Создать Ресурсный центр педагогического образования, функционирующий в электронном формате и обеспечивающий сетевое и дистанционное взаимодействие субъектов образования.
  5. Технологизировать процесс профессиональной подготовки и переподготовки в контексте современных условий непрерывного образования.

Основные ожидаемые результаты

Основные ожидаемые результаты от реализации Проекта:

  • создание социологического, социокультурного, физиологического, психологического портрета субъекта образовательного процесса в трансформирующемся мире;
  • разработка нового университетского стандарта педагогического образования в контексте конструктивного отечественного и зарубежного опыта;
  • разработка и реализация вариативных образовательных программ и информационных, мультикультурных, социопедагогических технологий сопровождения субъектов образования в рамках реализации двухфазного последовательного университетского педагогического образования;
  • разработка логистических механизмов гибкой организации учебного процесса в соответствии с краткосрочными и долгосрочными целями образования на основе диагностического целеполагания и рефлексии;
  • создание новой структурно-функциональной модели подготовки педагогов в классическом университете с учетом психофизиологических и социокультурных аспектов трансформации субъектов образовательного процесса.