Направление: «Особенные дети»

  • Русский
  • English

«Особенные дети с РАС»

В рамках Федеральной инновационной площадки  при Министерстве просвещения РФ по реализации проекта “Разработка и реализация  адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра” исследовательским коллективом кафедры дефектологии и клинической психологии (зав.каф. А.И. Ахметзянова, доц. А.А. Твардовская, И.А. Нигматуллина, доц. И.В. Кротова, доц. К.В. Пыркова, асс. В.Ю. Дадакина)  на первом  этапе проводят оценку качества деятельности организаций, занимающихся образованием детей с расстройством аутистического спектра;  условий развития социально-адаптационного потенциала и трудностей процесса социализации дошкольников с расстройством аутистического спектра, их особенностей психофизического развития. Ведется работа по созданию единой  ресурсной базы  современных технологий и методов диагностики и коррекции, модели комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях консорциума образовательной и научной организаций. Результаты первого этапа будут представлены на VII Международной научно-практической конференции “Аутизм. Вызовы и решения” в Москве 8-10 апреля 2019 года.

 

Адаптационные ресурсы и условия социализации особых детей

Исследовательским коллективом кафедры дефектологии и клинической психологии (зав.каф. Ахметзянова А.И., доц. Артемьева Т.В., доц. Твардовская А.А., доц. Курбанова А.Т.) разработана многомерная модель прогностической способности, отражающая её регулятивные, когнитивные, рече-коммуникативные аспекты и позволяющая изучать прогнозирование во всех значимых для социализации младшего школьника сферах жизнедеятельности. Разработан валидный диагностический инструментарий «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы» по оценке способности детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и нормативным развитием к предвосхищению событий будущего.

Проведено пилотное исследование специфики прогнозирования у младших школьников с дефицитарным видом дизонтогенеза как маркера благополучия социализации. Результаты исследований представлены на 2 международной конференции в Белграде, в коллективной монографии «Studies on disability. International theoretical, empirical and didactic experiences», подготовленной с Академией специального образования (Польша).

Планируется проведение совместных исследований в 2019 году с зарубежными коллегами (Китай).

Результаты первого этапа будут представлены на XVI Европейском психологическом конгрессе, Москва, 2-5 июля 2019 г.

Гранты РФФИ:

Прогностическая компетентность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в превенции девиаций № 17-16-16004-ОГН (2017-2018 г.г.)

Прогнозирование как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: структурно-функциональная модель №19-013-00251 А (2019 -2021г.г.)