Исследование связи успешности обучения школьников от уровня профессиональной компетентности учителей

  • Русский

Исследование связи успешности обучения школьников от уровня профессиональной компетентности учителей

Сотрудничество с университетом Эль-Пасо (prof. Tchoshanov M.-доц. Ибрагимова Е.Н.) стартовало 1,5 года назад в 2015 г. Важным элементом начала сотрудничества была первая стажировка в университете Эль-Пасо (ноябрь, 2015г.) Важным аспектом стажировки было обсуждение и утверждение программы совместного исследования предметных знаний учителей математики (США и России) и их влияния на успеваемость учеников. Проблема исследования является актуальной в современном научно-исследовательском пространстве в области образования на стыке знаний педагогики и психологии. Первым значимым результатом совместной работы в аспекте KPI является публикация статьи «Examination of Lower SecondaryMathematics Teachers’ Content Knowledge and Its Connection to Students’ Performance» с результатами исследований в высокорейтинговом журнале International Journal of Science and Mathematics Education (Q1; SJR 0,592).

Реализация проекта САЕ «Учитель XXI века» в КФУ определила дополнительные стимулы и предоставила возможность к продолжению сотрудничества ИПО КФУ и университета Эль-Пасо (prof. Tchoshanov M.-доц. Ибрагимова Е.Н.). Первым значимым результатом в аспекте KPI было участие доц. Ибрагимовой Е.Н. в одной из самых авторитетных конференций в области образования – ежегодной конференции BERA (Британской ассоциации исследований в области образования) г.Лидс (Великобритания) с 12.09.2016г. по 18.09.2016г.

Доклад доцента Ибрагимовой Е.Н. был отобран организационным комитетом и включен в программу международной конференции BERA в ходе конкурсного отбора докладов участников (3 другие заявки от КФУ были отклонены). BERA Annual Conference Leeds 2016 является авторитетным международным мероприятием для практиков, ученых и исследователей, которые представляют  результаты своей работы на пленарных, секционных заседаниях, тематических симпозиумах.

На конференции был представлен доклад доцента Ибрагимовой Е.Н. “Teachers’ Content Knowledge and its Connection to Students’ Performance in Lower Secondary School Mathematics”.  Доклад является результатом совместного исследования с профессором Tchoshanov M., проводимых в 2015-2016гг (университет Эль Пасо, Техас, США). Участие в конференции BERA 2016 доцента Ибрагимовой Е.Н. несомненно содействует позиционированию КФУ в международном образовательном пространстве.

Следующим важным шагом в продолжении сотрудничества является стажировка в университете Эль-Пасо (Техас, США) доц. Ибрагимовой с 6.11-16.11.2016. В ходе которой был намечен план реализации продолжения совместного исследования предметных знаний учителей математики (США и России) и их влияния на успеваемость учеников. Кроме того, начата разработка еще одного направления психолого-педагогического научного исследования «Отношение учителя к ошибкам».

В ходе стажировки активно велась работа над статьей по результатам кросс-культурного исследования предметных знаний учителей математики среднего звена школы в России и США. Данные материалы планируется опубликовать в зарубежном высокорейтинговом журнале, а так же на русском языке в журнале «Вопросы психологии», индексируемого в Web of Science и Scopus.

Значимыми результатами стажировки и сотрудничества в аспекте KPI является конкурсный отбор и принятие заявок на престижные конференции CERME-10 (Дублин, Ирландия) и AERA-2017 (Сан-Антонио, США). Более того, доц. Ибрагимова Е.Н. получила мини-грант с частичным покрытием её расходов по регистрации на конференцию CERME. Кроме того, 10-страничный доклад на CERME опубликован в сборнике этой конференции, доработка которого осуществлялась в период стажировки. Ежегодная международная конференция AERA 2017 (Американская ассоциация исследований в области образования) – самая авторитетная и представительная конференций в области образования, проходила в г.Сан-Антонио (США) с 27.04.2017 г. по 01.05.2017г. В конференции приняли участие 15 000 ученых со всего мира. Доклад “Cross-National Study of Lower Secondary Mathematics Teachers’ Content Knowledge in the United States and Russia” доцента Ибрагимовой Е.Н. был отобран организационным комитетом и включен в программу международной конференции AERA. Участие в конференции AERA 2017 доцента Ибрагимовой Е.Н. несомненно содействует позиционированию КФУ в международном образовательном пространстве.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Изучить связь между профессиональной компетентностью учителя и успешностью обучения школьников для определения приоритетов в их подготовке и обучении

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  1. Изучить теоретическую рамку исследования связи между профессиональной компетентностью учителя и успешностью обучения школьников (теоретическое осмысление проблемы по работам Российских и мировых исследователей вопросов образования)
  2. Представить методологию исследования и основные результаты (приоритетные мировые конференции; статьи в журналах Q1 Education)
  3. Разработать учебные курсы по актуальным вопросам Психологии образования в совместной работе с Приволжским центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Шайхелисламов Р.Ф.)

БАЗОВЫЕ НАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ

Кросс-культурное исследование – вид сравнительного исследования; позволяет изучать образовательные проблемы в международном контексте, а также помогает более четко понять собственный контекст, преподавательскую практику, знания и получить представление об эффективных технологиях в процессе обучения и учения.

Профессиональная компетентность –интегральная характеристика деловых и личностных качеств учителя, отражающая уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления образовательной деятельности, которая связана с принятием решений.

Предметные знания учителя – знания, умения и способности учителя, которые являются результатом и одновременно средством познания в области конкретной научной дисциплины, выступающей в ходе обучения школьников в качестве учебного предмета (математика); важные составляющие – знание, применение, рассуждение.

Когнитивные типы знаний – первый когнитивный тип это знание фактов и процедур в области конкретной научной дисциплины, второй тип – понятий и связей, и третий когнитивный тип – умение обобщать.

СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (АННОТАЦИЯ)

Исследование реализуется c использованием качественно-количественных методов и направлено на сравнительный анализ когнитивных типов предметных знаний учителей математики среднего звена школы в США (6-9 классы) и России (5-9 классы). Учителя в США и России тестируются с использованием опросника предметных знаний учителя (Teacher Content Knowledge Survey), который состоит из задач различного когнитивного типа. Первый когнитивный тип направлен на оценку фактов и процедур, второй тип – понятий и связей, и третий когнитивный тип – обобщений. Исследование включает в себя два уровня количественного анализа данных. Во-первых, это количественный сравнительный анализ предметных знаний учителей по основным разделам содержания курса математики в среднем звене школы. Во-вторых, это предметные знания российских и американских учителей по каждому когнитивному типу. Важный этап исследования включает в себя интервью с учителями для качественного сравнительного анализа предметных знаний российских и американских учителей.

Кроме того, количественное исследование сосредоточено на анализе различий в успеваемости учащихся 8-го класса по результатам теста TIMSS (его математическая часть) через призму знаний учителя. Основные результаты исследования показывают, что успеваемость учащихся, выявляемая на международных тестах может быть объяснена знаниями учителей.

Запланированы исследования по изучению отношения учителей к ошибкам (к ситуациям, когда ошибаются ученики, и когда ошибаются сами учителя) и влияния отношения к ошибкам на эффективность педагогической деятельности. Реализуется теоретическая часть настоящего исследования. Результаты дадут возможность сравнить содержание психолого-педагогической составляющей компетентности учителей США и России в выбранных аспектах.

Результаты исследования могут быть учтены при определении приоритетов в подготовке учителей математики среднего звена школы в США и России (в содержательном и процессуальном аспекте). А так же при определении приоритетов обучения учащихся среднего звена школы, в аспекте используемых технологий.

Исследование реализуется в рамках проекта «Трансформирующийся обучающийся», при этом косвенно охватывает все проекты: «Трансформация образования», «Трансформирующийся педагог», «Трансформация педагогического образования».

KPI

Участие в международных конференциях:

PME-NA 2017 (Ежегодная международная конференция по проблемам психологии математического образования), октябрь 2017г., Индиана, США – доклад принят; центральный доклад в секции – на доклад 1 час; статья в сборнике конференции

AERA 2018 (Американская ассоциация исследований в области образования), Нью-Йорк, США, апрель 2018г. – заявка отправлена, на рассмотрении.

Публикация в Journal of Mathematical Behavior (Q1, SJR 0,637) в сооавторстве с проф.Чошановым М.А. (США), М.Круз Куинонс (Мексика), проф. Шакировой Л.Р. и доц. Шакировой К.Б. (Институт математики и механики им.Н.И. Лобачевского КФУ) – принята к публикации; ноябрь-декабрь 2017 г.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

Учебные курсы «Психология Образования» в рамках совместной работы с Приволжским центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Шайхелисламов Р.Ф.) – раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических технологий, улучшающие психологические аспекты преподавания. На сентябрь-октябрь 2017 г. запланирован курс «Психология математического образования» для работников образования (учителя математики, директора школ, заместители директоров по образовательной деятельности).

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ОТ КФУ

Ибрагимова Елена Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ОТ ЗАРУБЕЖНОГО ВУЗА ПАРТНЕРА

Чошанов Мурат Аширович, доктор педагогических наук, профессор кафедр математических наук и подготовки учителя Техасского университета в Эль-Пасо

СВЕДЕНИЯ О ЗАРУБЕЖНОМ ВУЗЕ – УЧАСТНИКЕ ПРОЕКТА

University of Texas at El Paso, USA