ПАСПОРТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Тема проекта | Challenges of Ethno-cultural Education – Проблемы этнокультурного образования |
Цель проекта | Изучить проблемы этнокультурного образования в Республике Татарстан |
Задачи проекта | 1. Эмпирическое исследование учителей относительно взаимодействия в педагогической деятельности с национально-культурными автономиями в Республике Татарстан.
2. Эмпирическое исследование учителей о достаточном балансе в учебной программе между патриотическим воспитанием и федеральными стандартами, с одной стороны, и национальным региональным компонентом – с другой. 3. Проведение сравнительного анализа того, насколько с точки зрения работающих учителей учебники по истории, которые используются в школе, подходят для этой цели? Отвечают ли они требованиям иметь как общую патриотическую, так и специфическую культурную составляющую. 4. Разработка практических решений относительно совершенствования методов этнокультурного образования, на основе результатов эмпирических исследований |
Базовые научные понятия | Этнокультурное образование, национально-культурная автономия, дети-мигранты, интеграция, образовательная среда, учебник истории |
Содержание исследования (аннотация) | Конечной целью проекта является изучение проблем этнокультурного образования в Республике Татарстан.
Исследование осуществляется посредством опроса учителей Республики Татарстан по опроснику, составленному Д.Смитом и Ф.Приной из Университета Глазго. Вопросы делятся на две группы: 1)Национальная культурная автономия (НКА) • Есть ли у вас опыт национальных культурных автономий (НКА)? Вы знаете о своей деятельности? • Какую роль могла сыграть НКA? • Какова роль НКА в преподавании татарского (или другого языка титульного / меньшинства в Российской Федерации), за пределами Татарстана [или другой республики]? • Может ли НКА играть определенную роль в адаптации мигрантов? • Если бы они могли играть более значительную роль, какова роль этого может быть? 2) Этнокультурное образование • Как вы обеспечиваете, чтобы национальный региональный компонент получил достаточное пространство в рамках учебной программы? • Каковы основные проблемы? • Есть ли достаточный баланс в учебной программе между патриотическим образованием и федеральными стандартами, с одной стороны, и национальным региональным компонентом – с другой? • Считаете ли вы, что учебники по истории, которые используются в вашей школе, подходят для этой цели? Отражают ли они необходимость иметь как общую патриотическую, так и специфическую культурную составляющую? • Кто принимает решения по учебным программам? Участвуют ли учителя и родители в принятии решений в вашей школе? • Соответствуют ли существующие материалы? Какая дополнительная поддержка была бы полезной для вас для уроков этнокультуры? |
Стоимость проекта | 30 000 руб. – оплата проживания |
Источники финансирования | САЕ «Учитель ХХ I века»
Средства центра Research in Central & East European Studies Университета Глазго |
KPI | Публикация статьи в журнале из БД Скопус
Проведение симпозиума в ходе IV Международного форума по педагогическому образованию
|
Практическая значимость проекта | Подготовка учебного пособия «Этнокультурное образование» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» |
Руководитель проекта от КФУ (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность) | Роза Алексеевна Валеева
Доктор наук, профессор, заместитель директора по международной деятельности Институт психологии и образования Казанский (Приволжский) федеральный университет
Каримова Лилия Шамилевна Кандидат наук, доцент кафедры педагогики Института психологии и образования Казанский (Приволжский) федеральный университет |
Руководитель проекта от зарубежного вуза-партнера (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность) | Дэвид Смит
Professor of Baltic History and Politics Central and East European Studies
Федерика Прина Д-р, научный сотрудник
|
Сведения о зарубежном вузе – участнике проекта (полное название, позиция в рейтинге QS (если есть)) | Университет Глазго (Великобритания) (№65 в рейтинге QS) |
*В рамках САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т» действуют 4 научных проекта: «Трансформирующийся обучающийся», «Трансформация образования», «Трансформирующийся педагог», «Трансформация педагогического образования». В них включены темы исследовательских проектов.