• Русский

В КФУ в рамках проекта САЕ «Учитель 21 века» начнутся масштабные международные исследования психолого-педагогических проблем работы с детьми-мигрантами

В рамках направления мультикультурной подготовки учителя проекта САЕ «Учитель 21 века» в Институте психологии и образования КФУ начнутся исследования личностных характеристик учителя, требуемых для работы с детьми-мигрантами в  России. 

Это связано с актуальностью проблемы адаптации детей-мигрантов в новых для них социальных условиях. Школа не является исключением в этом случае: не все преподаватели подготовлены к тому, чтобы вести уроки в смешанных классах, где уровень знания учениками русского языка может значительно отличаться. И это, согласимся,  достаточно серьёзно может повлиять на уровень общей успеваемости класса.

Порой учителя сейчас сознательно завышают оценки плохо говорящих на языке принимающей страны учеников и не считают нужным всерьёз подходить к помощи во «встраивании» таких учеников в систему обучения, не изменяют своих подходов к преподаванию предметов в соответствии с культуральными особенностями детей-мигрантов.  Если в крупных городах эта проблема уже серьёзно обратила на себя внимание, в связи с чем некоторые подвижки в улучшении ситуации с обучением в школах детей-мигрантов уже есть, то в районах ситуация пока не меняется.

Для того чтобы исправить ситуацию, учёные Института психологии и образования КФУ и начинают разработку проекта  адаптации к новой образовательной среде не только детей-мигрантов, но и самих учителей с учётом самых последних направлений развития педагогики и психологии. При этом речь не идёт только о российских разработках. Так, проект САЕ «Учитель 21 века» предполагает сотрудничество и использование опыта зарубежных коллег из крупных университетов Великобритании, Германии, США, Словении, Польши, Ирландии и многих других стран.

В рамках же этого проекта, а именно выявления основных личностных качеств, характеристик и личностных ресурсов, необходимых для педагога при работе с детьми-мигрантами, будущее исследование будет посвящено в основном определению тех психологических проблем у учителей, которые возникают при работе с детьми-мигрантами. Об этом нам рассказала руководитель запланированного на 2017-2018 года исследования, Татьяна Шагаева, сотрудник кафедры дошкольного и младшего школьного образования ИПО КФУ. Ведь не секрет, что такие проблемы у многих существуют, причем это касается не только педагогов, но, ввиду существующих социальных стереотипов,  и людей других, самых разных профессий.

По результатам этого исследования учёными КФУ планируется  определить те психологические и педагогические механизмы (методы и методики), которые бы помогли будущим и уже работающим по специальности педагогам развить в себе, либо скорректировать, именно те качества, которые так важны при работе не только с детьми-мигрантами, но и вообще с детьми. И это действительно важно: личность учителя имеет значительное влияние на мироощущение ребёнка  и, во многом, формирует его отношение к окружающим. В определенные периоды жизни личность учителя является для ученика ключевой и определяющей, поэтому практикующим педагогам необходимо подходить к этому вопросу с определенным вниманием.

Однако, как признаёт Татьяна Шагаева, дать такой большой объём практических психолого-педагогических навыков в процессе классического педагогического обучения почти невозможно. Для этого требуется серьёзная психолого-педагогическая подготовка. Но это не значит, что она невозможна вообще: в рамках прохождения курсов повышения педагогической квалификации, участия в различных мастер-классах,  воркшопах, групповых тренингах, деловых играх, где, на практике «пропуская через себя» многие теоретические выкладки, педагоги действительно смогут приобрести необходимые в их работе с детьми-мигрантами навыки. Как не без оснований утверждают психологи, лучше всего материал усваивается непосредственно в процессе деятельности – на практике.

Но всё это ещё впереди, а до тех пор сотрудники ИПО КФУ на базе своего института проведут самую первую часть серии исследований по этой актуальной проблеме-  тестирование, анкетирование и опросы педагогов.  Ждём результатов.