В ИПО КФУ открылся Центр практик дошкольного и начального образования

Федеральные государственные образовательные стандарты для дошкольного, начального и высшего образования едины в мысли о том, что образование должно быть по-настоящему практикоориентированным. На любом уровне образование должно стать такой системой мероприятий, которая позволит осваивать полученные знания в конкретной практической деятельности. Решение обучающимися практических задач в учебной, научной и социальной работе должно принять форму хорошо продуманной и отлаженной системы, обеспеченной и организационно, и технически.

На эти цели и направлено создание Центра практик дошкольного и начального образования в Институте психологии и образования Казанского федерального университета. Этот центр состоит из кабинетов, приближенных к реальным условиям начальной школы и дошкольного учреждения. Бакалавры и магистры КФУ получили возможность уже на студенческой скамье окунуться в атмосферу образовательного учреждения, решать насущные реальные вопросы. Создана по сути миниатюрную модель, в которой студенты могут применить свои знания на практике, оценить себя и друг друга. В этих кабинетах могут заниматься также учителя начальных классов и воспитатели, которые повышают у нас свою квалификацию.

Кабинеты принципиально небольшие: это позволяет разделить обучающихся на две группы, одна из которых проводит занятие, а другая – в другом кабинете – смотрит на этот «эксперимент» со стороны, оценивает с разных точек зрения, по заранее определенным критериям. Тот, кто проводит урок, не видит присутствующих, их реакции, поэтому чувствует себя свободнее, а руководитель и контрольная группа получают максимальную информацию о проведенном занятии: о поведении и речи будущего преподавателя, о его манере общения, о подаче материала, об использовании наглядности, техники и т.д.

Кабинеты оснащены современным учебным оборудованием, которое позволяет транслировать проводимые занятия не только в другие кабинеты центра, но и в базовые школы и детские сады, а значит, проводить он-лайн конференции, вебинары, круглые столы с самым широким кругом участников, в том числе и с привлечением работодателей. И уже на этапе отработки практических компетенций обучающихся работодатели получают возможность приглядываться к нашим студентам и отбирать тех, кто им больше подходит.

Кабинеты позволяют проверить, насколько освоены студентами современные образовательные технологии. Традиционные:

  • личностно-ориентированные;
  • деятельностные;
  • здоровьесберегающие;
  • арт-технологии;
  • игровые;
  • информационно-комьютерные;
  • проектные и исследовательские.

И относительно новые в нашей педагогике. Например, в методике математики это ментальная и ведическая арифметика. В методике Окружающего мира – форум-театр, Кубики истории, Лего «Построй свою историю», которые позволяют ребенку получить реальный опыт деятельности в моделируемых ситуациях.

В кабинете продуктивных видов деятельности студенты осваивают методику правополушарного рисования. Для этого мы в центре есть прозрачные мольберты, которые позволяют младшим школьникам преодолевать страх чистого листа и ошибок, увереннее входить в изобразительную деятельность. Для развития мелкой моторики руки и творческого воображения используем техники работы с глиной и песком, которые попутно позволяют воспитанникам снять стресс, в чем студенты убеждаются на себе.

Мы стараемся воспитывать студентов в духе национальных традиций нашего народа и тех народов, представители которых у нас учатся. Например, курс этнодизайна позволяет студентам познакомиться с техниками национальной декоративно-прикладной культуры и попробовать себя в изготовлении шамаилей, кожаной мозаики, лоскутной аппликации с вышивкой, с гончарным искусством, техниками росписи по гипсу, шелку, ткани.

Возможности центра позволяют в таких формах, как проблемные научно-исследовательские группы, изучать самый передовой опыт через виртуальные лаборатории и базы виртуальных университетов.

Кроме того, центр предназначен для диагностики первокурсников, которых на наших отделениях набирается в последние годы около ста. На 25 бюджетных мест на дневное отделение ДО и НО в 2016 году было подано около 4247 заявлений, сразу подали оригиналы аттестатов зрелости 822 абитуриента – это очень большие цифры. Более 100 абитуриентов имели целевые направления. По результатам ЕГЭ на профиль «Начальное отделение» проходной балл составил 242 балла, на «Дошкольное» – 232 балла. Количество абитуриентов, решивших получить у нас образование на платной основе, – 132 человека.

Эти высокие цифры – результат большой профориентационной работы, которую осуществляет кафедра. Наши базовые школы и школы-партнеры – это лучшие гимназии и школы с углубленным изучением отдельных предметов г. Казани: №6, №8, №19, №21, №27, №37, №48, №49, №75, №81, №86, №96, №122, №125, №132, №135, №146, №165, №5 Зеленодольского муниципального района. В 4 квартале 2016 года мы выезжали с профориентационными беседами не только в школы, но и в детские сады г. Казани №14, №88, №92, №109, №113,  №151, №305, Прогимназию №29, д/с «Василек» Зеленодольского района, Гимназию Сабинского района,  г.Альметьевска, г. Отрадный Самарской области.

О нашей кафедре знают во многих образовательных учреждениях Республики Татарстан – по семинарам и конференциям, по конкурсам и сборникам опубликованных трудов, по выступлениям на Днях открытых дверей, по красочным буклетам…

Но ещё и по тем праздникам, которые наши студенты регулярно дарят детям и учителям.  Студенческий театр «Триумф» только в прошлом году подготовил семь театрализованных постановок. Это выступления к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «И помнит мир спасенный…», ко Всемирному Дню науки «Детский игровой фольклор», мини-спектакль для младших школьников «Моя любимая книжка» (по произведениям А.Л. Барто), спектакль «Тукай в наших сердцах». Театральный сезон 2016-2017 года был открыт постановкой по сказкам К.И. Чуковского «Великий сказочник нашего детства». На фольклорном фестивале народов России «Мы – разные, но мы вместе!» 7 декабря 2016 г. артисты театра «Триумф» показали фольклорный спектакль о мире раннего детства на русском, татарском, чувашском, марийском, киргизском, узбекском языках. Оригинальный сценарий, интеграция нескольких видов искусства (музыки, слова, танца, игры, видео), яркие национальные костюмы, прекрасное владение языком, интересная интерпретация детских фольклорных произведений – зрители не смогут этого забыть. В 2016 году к творческому коллективу театра присоединились и первокурсники профиля «Дошкольное образование» — они подготовили сказку В.П. Катаева «Цветик-семицветик» и пьесу С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Подобные яркие выступления – лучшая реклама и наших студентов, и их профессиональной подготовки.

Третий год продолжается на нашей кафедре работа по разработке индивидуализированных программ обучения бакалавров. Открывающийся сегодня центр позволит нам более объективно тестировать первокурсников, чтобы впоследствии формировать из них группы по интересам и способностям: склонных к творческим и продуктивным видам деятельности, к математике, английскому языку и т.д., разрабатывать для них программы факультативов и наиболее продуктивно осуществлять их развитие, в том числе в их собственной практической деятельности.

Доля практик в современных учебных планах значительно возросла. И доля практических занятий по сравнению с лекционными, и доля непосредственной работы студентов в ДОУ и НШ. Сейчас студенты проходят практику на каждом курсе: это и учебно-ознакомительная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, и летняя педагогическая практика, и производственная практика по получению опыта  профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Организация каждого из этих видов практики требует особой программы: мотивационно-установочных мероприятий, консультативной помощи, коррекционных действий и т.д.

Мы понимаем, что дошкольное и начальное школьное образование во многом определяет дальнейшую судьбу ребенка, его доверие к учителю, познавательный интерес, коммуникабельность и, как следствие, его успешность или неуспешность в реальной жизни. Это накладывает на нас огромную ответственность и желание, чтобы уже на первом курсе наши студенты «не навредили» ребёнку, а помогли ему, а может быть, не только ему, но и воспитателю, и учителю. Мы должны сделать всё, чтобы наше сотрудничество с образовательными учреждениями Республики Татарстан было взаимообогащающим и взаимовыгодным. И центр практик в этом деле может стать незаменимым помощником.

Уже сейчас наши студенты активно и успешно участвуют в профессиональных конкурсах международного уровня. Так, в прошлом и нынешнем учебном году наши студенты получили Дипломы победителей в конкурсе на лучший доклад на Студенческой научной конференции КФУ 2016 года, дипломы победителей за 1 место на X Открытой международной   научно-исследовательской конференции студентов «Образование. Наука. Профессия» (г. Отрадный Самарской области), Гран-при и дипломы победителей на Международном конкурсе исследовательских, проектных и творческих работ студентов «Учитель в мультикультурном мире», Дипломы победителей Международных конкурсов «Моя профессия – педагог» и «Презентация к уроку» (г. Алматы), Диплом за командное 2 место в Международной педагогической интернет-олимпиаде 2016 года, Диплом команды победителей в международном интернет-Конкурсе профессионального педагогического мастерства (Казахстан).

В прошлом учебном году наша группа была признана лучшей академической группой КФУ 2015-2016 учебного года среди первых курсов (академруководитель Л.А. Камалова). И этот опыт успешной учебной, исследовательской и социальной работы тоже не пройдет для студентов даром, станет ступенью их дальнейшего развития. Нам хотелось бы передать этот опыт и другим группам, рассказать о нем другим студентам – и для этого нам тоже необходим центр практик.

Недавняя выпускница по профилю «Начальное образование» Лейсан Рафисовна Каюмова в 2016 году стала нашей коллегой, ассистентом кафедры. А в июле прошлого года она одержала победу в конкурсе социальных проектов и получила грант Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме». И этот прекрасный опыт заслуживает распространения, а это тоже можно сделать через центр практик.

Немало хороших студентов приходит к нам по окончании педагогического колледжа и с опытом работы в ДОУ и школе. Мы постоянно сотрудничаем с колледжами среднего профобразования – корректируем и согласовываем наши программы. В 2016 году наших преподавателей пригласили преподавать ряд специальных дисциплин студентам Казанского пед. колледжа, которые затем продолжат обучение  КФУ по усовершенствованным сокращенным программам. Такое сетевое взаимодействие – также требует хорошо оборудованных кабинетов, которые теперь появились у нас в центре практик.

Университет ставит перед нами очень непростые цели – войти в число лучших университетов, вывести отечественное образование на мировой уровень. Мы стараемся соответствовать требованиям времени: в 2016 году приняли участие в зарубежных научных конференциях, так, доклад на тему «Мультикультурная подготовка учителя к работе с детьми мигрантов-мусульман» доцентов Р.Р. Хайрутдиновой и Ч.Р. Громовой получил высокую оценку на VII Международной научно-практической конференции по мультикультурному образованию в Университете г. Альмерия (Испания). Эта тема стала одной из основных в научных исследованиях Института психологии и образования, а зав. кафедрой ДиНО проф. В.Г.Закирова стала Соруководителем проекта «Мультикультурная подготовка учителя» САЕ «Учитель 21 века» (Лаборатории комплексной поддержки подготовки учителя) на базе Института психологии и образования Казанского федерального университета. По этой теме в рамках II Международного педагогического форума кафедра провела Международную научно-практическую конференцию «Детская литература и образование в мультикультурном мире». Только в прошлом году сотрудниками кафедры опубликовано более 70 статей в  изданиях, включенных в базы цитирования Web of Science и Scopus.

И мы очень надеемся, что новые высокотехнологичные кабинеты Центра практик ДиНО помогут нам и дальше успешно работать на пользу студентам, на радость детям, во славу всей российской науки.

 

Источник информации: Венера Закирова