• Русский
  • English

Развитие научно-исследовательской деятельности

Перечень приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности/значимых инженерно-технических проектов CAE

В процессе образования Казанского федерального университета в 2010 году путём изменения типа существующего государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина» к нему последовательно были присоединены Татарский гуманитарно-педагогический университет и Елабужский педагогический институт. Одним из механизмов реализации дорожной карты программы повышения конкурентоспособности КФУ, принятой в 2013 году, было выделение четырех приоритетных направления развития (http://kpfu.ru/prioritetnye-napravleniya). В рамках приоритетных направлений были созданы научные start up лаборатории, или OpenLabs. Однако в рамках социогуманитарных наук приоритетного направления выбрано не было. В то же время очевидно, что результат успешного выполнения программы повышения конкурентоспособности КФУ существенным образом зависит от уровня вовлеченности НПР университета. Формирование САЕ гуманитарного направления позволит кардинальным образом повысить степень участия НПР КФУ в достижении показателей Дорожной карты и существенно улучшить позиции университета в международных рейтингах.

Целью создания и развития САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т» являются разработка концепции рефлексивного и исследовательски-ориентированного педагогического образования, проектирование и реализация новой структурно-функциональной модели подготовки педагога в классическом университете.

Актуальность создания САЕ «Квадратура трансформации педагогического образования – 4Т» обусловлена современными глобальными экономическими и социальными вызовами. Вузы должны стать катализаторами экономического роста, основанными на инновациях, центрами общественной и культурной жизни региона, ведущими подготовку квалифицированных педагогов, инженеров, физиков и др., связующим звеном между обществом, государством и бизнесом.

Процесс глобализации как мировой тенденции развития современного мира приводит к активным взаимодействиям, интегрированию национальных сообществ и регионов, стиранию границ между традиционными культурами, религиями. Многие страны, в том числе и Россия, сталкиваются с проблемой обучения представителей разных конфессий и этнических меньшинств. Рост количества таких обучающихся связан с активизацией миграционных процессов в современном мире. Данная проблема требует подготовки педагога нового типа – мультикультурного педагога. В контексте развития идей глобализма актуализируется и проблема усвоения иностранных языков. Нахождение общего языка выступает необходимым условием взаимопонимания людей. В этой связи важным представляется билингвальная модель подготовки педагога, предполагающая, в том числе, его языковую мобильность.

Появление новых тенденций в развитии общества вывело проблему развития способностей и талантов обучающихся в число основных. Именно талантливый человек способен к генерации идей, неординарному решению проблемы, интуитивному прогнозированию трендов развития общества. Стратегия выявления и управления талантами подразумевает разработку индивидуального карьерного трека на всех уровнях образования (уникальный комплекс знаний и навыков, которые необходимо получить на пути к желаемой профессии).

Данные направления предполагают теоретико-методологическую и практическую разработку четырех блоков. В рамках обозначенных приоритетных направлений «Трансформирующийся обучающийся–Трансформация образования–Трансформирующийся педагог–Трансформация педагогического образования» намечены комплексные исследования подразделений консорциума на 2016-2020 гг., которые носят междисциплинарный, проблемно-ориентированный характер и осуществляются несколькими структурными подразделениями:

1. Информационная трансформация современного образования. Геймфикация образовательного процесса.

2. Форсайт компетенций педагога высшей школы в гуманитарном, естественнонаучном, инженерном образовании.

3. Мультикультурное и билингвальное образование в современном мире: транснациональный и региональный аспекты.

4. Психофизиологический статус современного обучающегося и ноксосфера его образования и развития.

5. Философия и личностные ресурсы современного образования. Управление талантами.

6. Рефлексивное и исследовательски-ориентированное педагогическое образование.

7. Социально-профессиональные ценности современного педагога в условиях новых экономических вызовов.

8. Инновационное управление образовательными потоками: обучение на протяжении всей жизни.

Планируемые объемы привлеченных средств на реализацию научной деятельности в перспективе до 2020 года: 2016 – 55 млн. руб., 2017 – 70 млн. руб., 2018 – 80 млн. руб., 2019 – 90 млн. руб., 2020 – 150 млн. руб.

Показатели научно-публикационной активности: 2016 год – 470 статей; 2017 год – 650 статьей; 2018 год – 760 статей; 2019 год – 980 статей; 2020 год — 1100 статей в журналах WoS и SCOPUS.

Количество РИД: 2016 год – 2; 2017 год – 5; 2018 год – 7; 2019 год – 11; 2020 год – 15.

Планы по развитию кадрового состава научно-педагогических работников, участвующих в реализации научно-исследовательской деятельности

  • Реализация программы предоставления грантов и программ обмена научно-педагогическим работникам с ведущими университетами и исследовательскими центрами.

  • Реализация грунтовой программы привлечения молодых научно-педагогических кадров России и мира.

  • Участие в международных, российских, региональных и собственных программах академической мобильности и в программах повышения квалификации научно-педагогических работников КФУ.

  • Создание программы материального стимулирования талантливых стажеров и молодых научно-педагогических работников КФУ.

  • Повышение профессиональных языковых компетенций научно-педагогических работников КФУ.

Другие результаты и мероприятия по развитию исследовательской деятельности CAE

  • Создание Ресурсного центра поддержки молодых педагогов.
  • Проведение ежегодных традиционных Форумов по педагогическому образованию.
  • Международные летние научные школы для практикующих психологов в миграционной сфере, по математическому образованию и образованию в области физики, по высшему образованию.