Ответ педагогики на внешние вызовы будущего раскрыл профессор ВШЭ И.Фрумин в КФУ

Вызовам будущего было посвящено выступление доктора педагогических наук, профессора, научного руководителя Института образования Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва) Исака Фрумина на пленарном заседании научно-практической конференции «Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям», которая состоялась 23 мая в рамках III Международного форума по модернизации педагогического образования.

Начал он свое выступление с поздравления в адрес КФУ с тем, что университет впервые попал в мировой рейтинг QS по направлению «Образование», отметив при этом, что таких российских вузов на сегодня всего три – МГУ, ВШЭ и Казанский университет. Он также акцентировал внимание на том, что в плане происходящих серьезных перемен по модернизации образования Казанский федеральный университет является очень интересным примером.

В противовес предыдущим докладам, речь в которых в основном шла о переменах структурных и сугубо содержательных, Исак Фрумин остановился на внешних вызовах и связанных с ними требованиях к педагогической профессии. Делать это очень нелегко, заметил он, потому что сам начинал учителем и некоторая независимость этой профессии, а также связь учителя напрямую с культурой — с одной стороны, с другой стороны — с ребенком, являются для него безусловными ценностями.

«Год назад меня пригласили принять участие в разработке предложений по ускорению экономического роста России. Какой вклад со своей стороны в ускорение может внести дошкольное и школьное образование — вопрос этот оказался очень любопытным, и сегодня хотел бы поделиться результатами этих размышлений, — рассказал докладчик. — В стратегии, которая обсуждалась затем не раз на различных уровнях, удалось выделить три ключевых внешних вызова, встающие не только перед российским обществом, но и большинством других стран. Это психологическая модернизация; экономический рост, в том числе через повышение качества образования; социальная стабильность», — заключил он.

Сегодня общепризнано: быстрый рост экономики можно обеспечить только за счет повышения качества человеческого капитала, так как главным производителем ВВП является человек. Что может сделать школьное образование для того, чтобы общество и экономика двигались в этом направлении?

Возможный вклад образования в технологическую модернизацию, прежде всего, в университеты. В предыдущих докладах уже было подчеркнуто, что КФУ является одним из университетов, входящих в программу международной конкурентоспособности. Речь идет о формировании в нашей стране совершенно нового типа университетов — исследовательских, которые за счет энергетики инициативы молодежи выходят на новые поля исследований. Задача — важнейшая, так как сегодня Россия со своим гигантским научным коллективом участвует лишь в 3 процентах исследований быстро развивающихся научных областей. И здесь школа может способствовать ее осуществлению именно появлением талантливой, высокомотивированной молодежи.

Второй момент – и он касается нас непосредственно, отметил, обращаясь к участникам конференции докладчик, – это формирование навыков для использования современных технологий в работе и жизни. В качестве наглядного примера Исак Фрумин привел состояние преподавания в школе такого предмета, как технология. Как показывают исследования, интереснейший, казалось бы, предмет сегодня – среди лидеров по непопулярности. Очень мало школ преподают технологию по альтернативной программе, остальные – «как положено»: слесарное дело – для мальчиков, домоводство — для девочек. Мы даже не задумываемся, заметил он, насколько сегодня содержание образования в области технологии архаично: не даем детям пользоваться в школах тем, чем активно они пользуются дома, мы сами — повсеместно на работе (смартфоны и другие средства коммуникаций, получения знаний). И эта архаика должна быть понята как колоссальная проблема образования в целом, педагогического образования – в том числе.

Одним из драйверов экономики является технологическое предпринимательство. Проведенный анализ показывает, что есть прямая связь между ним и опытом проектной деятельности. В тех вузах, где развернуты специальные, в том числе коллективные, проекты, а студенты активно вовлечены в них, больше молодежи планирует собственные инициативы, предпринимательство. С этим у нас серьезные проблемы. Выпускников школ, думающих о себе как о будущих предпринимателях, у нас в разы меньше, чем в других странах.

Еще одно направление возможного вклада в образование – качество человеческого капитала. Мы должны признаться: недостаточно жестко ставим вопрос о релевантности тех знаний, которые даем в школе. Так, хорошо преподаем математику, физику (естественные науки), в то же время, как показывают результаты исследований, не учим в школе применять на практике полученные знания. И как результат — выпускаем из школы неподготовленных людей.

Говоря о вкладе образования в социальную устойчивость, профессор отметил важность работы с отстающими детьми, необходимость сокращения групп функционально не готовых детей. Эта группа рекрутируется из семей бедных, с низким уровнем образования. Реалии сегодня таковы – школа живет в неравном обществе, как результат – растет сегрегация школ (социальная однородность школы по образовательному и социальному статусу), и задача сокращения «группы неуспешных» становится одной из актуальных.

Подводя итог, в числе основных задач, стоящих на современном этапе перед педагогическим образованием, докладчик назвал ориентированность на результат, необходимость специально готовить учителей, которые видят, как развиваются у детей навыки групповой работы, креативности, сотрудничества, коммуникаций.

Во-вторых, важнейшей задачей повышения квалификации и подготовки учителей является восстановление культуры преодоления отставания.

И наконец, безусловно, вызовом для системы повышения квалификации и подготовки кадров становится работа в новой технологической среде. При этом надо понять, что высокий средний возраст педагога – это определенный барьер, к которому надо относиться с пониманием, помогать. Вся тема с технологическим образованием, которая не концентрируется только на уроках технологии, является очень серьезным вызовом для нашей системы педагогического образования.