• Русский

Новый стандарт педагогического образования в структуре САЕ

Разработанная исследователями САЕ модель педагогического образования включает несколько траекторий.

Выяснилось, что для распределенной траектории подготовки учителя необходим образовательный стандарт, для дополнительного педагогического образования тоже необходим образовательный стандарт. Эту необходимость подтвердил и проведенный нами сопоставительный анализ между компетенциями утвержденного ФГОС+3 и трудовыми функциями Профессионального стандарта педагога.

2 месяца группа исследователей САЕ разрабатывала проект нового стандарта. Его обсуждению было посвящено 5 межинститутских семинаров.

Самое важное в нашем образовательном стандарте – это профиль, который мы обозначили следующим образом: «учитель (учебный предмет)».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ФГАОУ ВО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль: учитель (учебный предмет). Квалификация: бакалавр

Каждый институт, разрабатывая основную образовательную программу по педагогическому направлению подготовки, может смело написать соответствующий ему профиль подготовки: учитель физики, учитель математики, учитель биологии и т.д.

В раздел нашего образовательного стандарта «Термины, определения и используемые сокращения» в утвержденном ФГОС3+ нами включены следующие пункты:

  • распределенная модель подготовки учителя – в рамках ФГАОУ ВО КФУ подготовка будущего учителя происходит на базе нескольких институтов: предметная подготовка – на базе профильного института, психолого-педагогическая и методическая подготовка – на базе Института психологии и образования, различные виды практик – проводятся на базе IT- лицея, лицея им. Лобачевского и базе базовых школ КФУ;
  • распределенная мобильная модель подготовки учителя – данная модель представляет собой образовательный маршрут, где предполагается, что студент, обучающийся по своей программе бакалавриата (например, «физика», «радиофизика» и т.д.), после окончания 2 или 3 курса может включиться в процесс обучения по модулю психолого-педагогической и методической подготовки. Модуль психолого-педагогической и методической подготовки может быть представлен в учебном плане как совокупность дисциплин по выбору. Обучающийся получает дополнительную квалификацию – «бакалавр-учитель (учебный предмет)». Если модуль психолого-педагогической и методической подготовки изучается студентом помимо основной образовательной программы — это относится в раздел дополнительного профессионального образования;
  • волонтерская основа педагогической подготовки – каждый студент, поступивший на обучение по ООП бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: учитель (учебный предмет) прикрепляется к учителю-наставнику в одной из базовых школ ФГАОУ ВО КФУ и в период обучения и становится ассистентом учителя (помогает учителю в организации учебно-воспитательного процесса) и др.

В разделе нашего образовательного стандарта «Характеристика направления подготовки» мы отметили, что:

— реализация образовательной программы возможна с использованием сетевой формы;

— образовательная программа реализуется на государственном языке Российской Федерации и втором государственном языке Республики Татарстан в соответствии с законодательством республик Российской Федерации;

— обучение по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: учитель (учебный предмет) подразумевает выбор студентом удобного для себя образовательного маршрута для получения базового педагогического образования на базе ФГАОУ ВО КФУ, позволяющему выпускнику быть востребованным в общеобразовательных организациях как учитель (учебный предмет). В приложении к Образовательному стандарту представлены возможные образовательные маршруты, в том числе и индивидуальные.

Габдрахманова Р.Г.