О проекте

  • Русский
  • English

Общее описание

Процесс глобализации как мировой тенденции развития современного мира приводит к активным взаимодействиям, интегрированию национальных сообществ и регионов, стиранию границ между традиционными культурами, религиями. Многие страны, в том числе и Россия, сталкиваются с проблемой обучения представителей разных конфессий и этнических меньшинств. Рост количества таких обучающихся связан с активизацией миграционных процессов в современном мире.
Миграционные потоки в Российской Федерации имеют свои особенности. В стране отмечается преобладание трудовых мигрантов, преимущественно из среднеазиатских стран (бывших республик Советского Союза). Если большая часть взрослых мигрантов в определенной степени владеют русским языком, то их дети испытывают языковые трудности. Мигранты, приезжают в Россию, в основном из регионов, исторически являющихся мусульманскими. Большинство мигрантов исповедуют ислам. По статистическим данным, в образовательных учреждениях Республики Татарстан обучается 72% детей-мигрантов – мусульман. Пребывание мигрантов в России регулируется органами государственной власти при обязательной их регистрации по месту проживания. Тем не менее, существуют определенные проблемы: значительная активизация миграции из менее развитых регионов в более развитые в России приводит к росту количества детей мигрантов, подлежащих обучению и адаптации; усилению социального неравенства в сфере образования; к обостряющимся противоречиям между мигрантами-мусульманами, их детьми и коренным (местным) населением стран (взрослым и детским) на трудовой, этнической, религиозной и иной почве, доходящие до конфликтов.

В рамках САЕ  «Учитель XXI века» на базе Института международных отношений, истории и востоковедения начинается реализация прорывного научного проекта Мигранты-мусульмане Евразии (предикторы конфликтов и стратегии адаптационно-интеграционных практик).

Проект посвящен разработке и апробации социально-психологической методики, позволяющей спрогнозировать и оценить степень риска возникновения конфликтов в среде мигрантов из регионов Евразии, выработке комплексной программы успешной социо-культурной, языковой, правовой, трудовой, образовательной и социально-психологической адаптации данной категории граждан в новых условиях жизнедеятельности.

Ключевая идея  проекта —  формирование миграционной безопасности и социальной стабильности как императив сбережения человечества и устойчивого развития.

Глобальная научно-технологическая задача (вызов) на решение которой ориентирован проект — предлагаемый проект ориентирован на разработку инновационной методики прогнозирования межнациональных и межконфессиональных конфликтов среди мигрантов и на ее основе конструирование новой стратегии адаптационно-интеграционной миграционной политики в отношении мигрантов из мусульманских стран и регионов Евразии, способной обеспечить транснациональную регуляцию миграционных процессов и достижение безопасности личности, общества и государства.

Приоритетные направления развития — Безопасность и противодействие терроризму

Цель — Конструирование новой архитектуры социально-адаптационной миграционной политики в отношении мусульман-мигрантов Евразии, способной обеспечить транснациональную регуляцию миграционных процессов и достижение безопасности личности, общества и государства.

Общественные партнеры проекта:

Рис 2

Дом дружбы народов РТ http://addnt.ru/

Рис.3

Российский университет дружбы народов http://www.rudn.ru/

Рис.4

Московский педагогический государственный университет
http://мпгу.рф

рис 5

Российский исламский институт http://kazanriu.ru

Руководитель (научный консультант):

Рис.1

Дина Бирман, доктор философии, Школа образования и человеческого развития, Университет Майами (США), Главный редактор Международного журнала межкультурных отношений БД Scopus

Соруководитель:

Рис.2

Венера Закирова, профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Института психологии и образования КФУ

Члены рабочей группы

Международные партнеры проекта

Партнерами проекта являются университет Глазго (Шотландия), Технический университет Дрездена (Германия)
Рис.3               рис.4

Потенциал проекта

Многовековая история взаимодействия двух ведущих для России религий – христианства и ислама, привела к формированию уникального межконфессионального климата в Республике Татарстан. Немаловажную роль в этом всегда играл Казанский университет, одна из задач которого при учреждении в 1804 году заключалась в просветительской деятельности среди народов края, а также научной и образовательной поддержке государственной политики на востоке страны.

Наличие в структуре Казанского федерального университета значительного педагогического блока (16 % от общей численности студентов), связанного с подготовкой и повышением квалификации учителей, закономерно определило пристальное внимание к психолого-педагогическим аспектам адаптации мусульман-мигрантов, особенно детей. Это проблема чрезвычайно актуальна сейчас для многих стран мира, прежде всего Европы, поэтому позитивный федеральный и региональный опыт России органично вписывается в число ключевых исследовательских тем современной педагогической науки. Осознание важности данной проблематики обусловило включение в проект «Учитель XXI века», разрабатываемого в сотрудничестве с Российской академией образования и рядом зарубежных университетов, раздела по мультикультурной подготовке современного учителя.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: создание  системы профессиональной мультикультурной подготовки учителя в классическом университете.

Заявленный проект предполагает реализацию двух основных взаимосвязанных  направлений: образовательное и научно-исследовательское.

Задачи

1. Исследование личностных ресурсов педагога в мультикультурном образовательном пространстве, педагогический условий социокультурной адаптации детей мигрантов в общеобразовательной школе.

2. Проведение кросскультурных исследований для выявления возможных проблем адаптации на основе уровневой структуры психики.

3. Разработка пакета диагностического инструментария для выявления особенностей интеграции детей мигрантов-мусульман; поведенческих девиаций.

4. Создание региональной системы социально-психологической помощи семьям мигрантов-мусульман (консультационные пункты, сайты, телефоны доверия, онлайн-линии, клубы общения и т.д.).

5. Разработка магистерских программ «Кросскультурная психология позитивной социализации детей мигрантов», «Консультативная психология», программы дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка) «Практическая психология в образовании. Миграционные процессы в системе образования», программ повышения квалификации: «Психолого-педагогические условия адаптации и интеграции детей-мусульман и мигрантов в образовательной среде начальной школы», «Технологии психолого-педагогической диагностики рисков возникновения поведенческих девиаций детей и подростков из среды мигрантов-мусульман».

Ожидаемые результаты

  • увеличение объема финансирования из средств ППК,
  • привлечение доходов в виде грантов и хоздоговоров,
  • рост числа публикаций в журналах БД Scopus и Web of Science со средним импакт- фактором  IF= 0,2-0,5,
  • привлечение зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей, включая российских граждан-обладателей степени PhD зарубежных университетов
  • увеличение объема софинансирования ,
  • модернизация реализуемых программ бакалавриата, включение образовательных модулей, дисциплин, усиливающих мультикультурную компоненту подготовки педагога, разработка магистрских программ, дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.